Гранд-педаль в оправе «Баркаролы»
Если хотя бы на мгновение вы сможете представить себе венецианский канал, по которому несёт вас на своём борту гандола, и увидеть сквозь сказочные грёзы на волшебных вёслах песенника Орфея, только-только вырвавшего из аидовых объятий свою Эвредику, и погрузиться в атмосферу вечных чувств под звуки баркаролы, то выступление дуэта с одноимённым названием просто не может не затронуть вашу душу.
Концерт музыкантов, состоявшийся недавно, ошеломил нестандартным общением с самым искушённым зрителем.
Не без горького сожаления вынужден отметить, что не принадлежу к тем, кто регулярно посещает концерты классической музыки. Несколько часов классики — особенно ежели подряд — увы, не для меня. Но как с удивлением узнал я давеча, бывают и исключения. Вполне искренне, со всем залом, я неустанно аплодировал, не желал, чтобы «Баркарола» покидала сцену. Во-первых, уж больно «неклассическим» было их выступление, больно уж нестандартным обернулось общение со зрительным залом... В антракте Николай Гарликов сказал: «Я ещё какое-то время задержусь на сцене, так что все смогут подойти и рассмотреть инструмент. Всем, кому будет что-то непонятно, покажу, объясню...»
Но искусный секрет обольщения аудитории знаком, видимо, лишь самим «баркарольцам» — Ирине и Николаю Гарликовым. Скажу лишь о такой «мелочи»: гранд-педаль (орган), на котором виртуозничает Николай, — дело его собственных рук. Над созданием этого инструмента он проработал свыше пятнадцати лет. Не ограничивался лишь технической наладкой — ласкал, лелеял, воспитывал своё детище, доводя его до нынешнего совершенства. Чтобы дать читателям хотя бы мизерное представление о творении Гарликова, достаточно сказать о том, что существующие на сегодняшний день органы обладают лишь тремя октавами, а гранд-педаль Гарликова — шестью. При этом она воспроизводит аккордовую технику любой сложности, а модифицированная ножная клавиатура позволяет музыканту одновременно играть и на других музыкальных инструментах. Сам Николай одновременно играет на гитаре, на гитаре же ему солирует его муза — Ирина.
Интересно и то, что Гарликовы — самородки. Николай — врач. По первой специальности — педиатр, сегодня он читает лекции в училище повышения квалификации медицинских работников, а до этого несколько лет был врачом-реаниматором на «Скорой». Ирина — психолог дошкольного возраста.
— В работе над гранд-педалью мне очень помогло знание врачебных дисциплин... Во время учёбы в мединституте Николай экстерном окончил музыкальную школу по классу скрипки. А ещё, как шутит Николай, «консерваторию имени Гарликова».
Когда Гарликов ещё только начинал работу над инструментом, то он делал это лишь для себя, и тогда его целью не было осуществление концертной деятельности. Но судьба сделала его не только изобретателем — вот уже более года Гарликовы работают в штате областной филармонии. Сегодня Гарликову есть чем гордиться: 27 сентября позапрошлого года он стал патентобладателем. Официально признано: гранд-педаль не имеет аналогов в мире. В патенте также зафиксировано одиннадцать изобретений, сделанных в области физики, химии, электроники и... физиологии. С получением патента перед ними открылись новые горизонты. Ведь раньше, куда бы они ни выезжали, регулярно возникали сложности, особенно во время гастролей по «самостийным» государствам: «А что это вы там такое везёте?» И действительно, гранд-педаль смахивает то ли на солнечную батарею, то ли на устройство по наведению ядерного удара. Теперь бдительная таможня может спать спокойно: у «Баркаролы» и органа все документы в полном ажуре.
Ежедневные репетиции Гарликовых — шесть-восемь часов. Оттачиваются уже исполняемые произведения, репетируются новые.
Не без заслуженной гордости Гарликов признаётся сегодня в том, что раньше на своих выступлениях они лишь показывали нам возможности своего инструмента: «Сегодня вы увидите то, чего мы добились за эти годы. С самого начала нашей концертной деятельности мастерство оттачивалось «вживую». Мы учились непосредственно у вас, и именно вам, нашим слушателям, мы обязаны уровнем нашего нынешнего мастерства».
Уже многие музыканты проявили интерес к изобретению Гарликова — флейтисты, скрипачи, гитаристы и гобоисты хотели бы играть на двух инструментах одновременно, ведь это значительно расширяет их творческие возможности. Поступили и первые предложения о промышленном производстве гранд-педали. Впрочем, Гарликов не производственник, а музыкант и изобретатель. Внедрять должны другие.
Сегодня, после многочисленных гастрольных поездок по городам и весям и у нас и в ближнем зарубежье (а там, где Гарликовы побывали хоть однажды, их зовут вновь и вновь), Николай в ожидании учеников уже разрабатывает школу игры на гранд-педали.
Печально, ведь в газетной статье не передашь и сотой доли того, чего на самом деле хотелось бы сказать. Поэтому, если на глаза вам попадётся афиша «Баркаролы», то бросайте все дела и, не боясь промочить ноги, прыгайте в гондолу, на борту которой будет начертано «Баркарола», а управлять которой будут Николай и Ирина Гарликовы. И спешите, спешите в волшебный мир — незабываемый край истинного искусства!
17 марта 2004г., РО.
|