На органе Николая Гарликова можно играть ногами!
- Порой эмоции захлестывают, когда играешь. Вот в этом месте у Вивальди мужчина и женщина совокупляются, просто дух захватывает от страсти, - увлеченно говорит ростовский музыкант Николай Гарликов, показывая мне свое детище - уникальный в своем роде орган «Гранд-педаль» с ножной клавиатурой.
Инструмент для искалеченных?
Идея создать музыкальный инструмент, на котором можно играть одними ногами, пришла в голову Гарликову еще в 80-х годах. К тому времени музыкант-самоучка уже прилично владел гитарой и скрипкой, вот и подумал: «Руки во время игры у меня заняты, а чего ж ногам зря простаивать!» Был и благородный порыв в его намерении. Дело в том, что Николай Николаевич по образованию - врач-реаниматолог. По долгу службы ему не раз приходилось видеть искалеченных людей, потерявших конечности. Почему бы не подарить возможность заниматься музыкой тем, у которых изувечены руки?
Долгие 15 лет Гарликов работал над созданием первого в мире органа для игры одними ногами. Параллельно штудировал биомеханику - науку, изучающую движение живых организмов. С четвертой попытки сложная, шестиоктавная педальная клавиатура была готова. По словам изобретателя, чтобы научиться играть на ней, достаточно владеть навыком обыкновенной ходьбы. Новый инструмент Гарликов назвал «Гранд-педаль». С появлением органа жизнь ростовчанина резко изменилась.
Выступал на даче у Кучмы
Вскоре про диковинный инструмент узнал профессор Ростовской консерватории Хлебников. Он предложил Гарликову совместно с женой Ириной, играющей на соло-гитаре, дать концерт в Областной филармонии. Предложение было принято, и на первом же концерте зал был забит до отказа. Всего три выступления понадобились супругам Гарликовым, чтобы стать постоянными артистами филармонии. Из музыкантов, пришедших буквально с улицы, такое не удавалось в Ростове никому!
Потом пришла известность. Экс-президент Украины Кучма приглашал ростовских артистов услаждать слух на правительственную дачу в Алуште, музыканты из ансамбля Юрия Башмета «Солисты Москвы» пять раз вызывали Гарликовых на бис исполнять «Лунную сонату» Бетховена, а недавно гастролировавший в Ростове виртуоз игры на дудуке Дживан Гаспарян даже пожелал сыграть ростовчанами отдельный концерт. Все были в восторге от совершенного и глубокого звука «Гранд-педали».
Как 20-килограммовый орган в ванной купали
Почти сразу после появления на свет ножного электрооргана умные люди подсказали Гарликову, что неплохо было бы запатентовать изобретение, пока такое ноу-хау чего доброго не украли. Николай Николаевич обратился в Ростовское патентное бюро.
- Там мне сразу ответили: «Вы такую сумму денег не потянете», -
вспоминает изобретатель, - и предложили рассказать о моем инструменте бизнесмену Ивану Саввиди. Через два дня он сам позвонил мне, сказал, что сама идея создания подобного органа ему очень понравилась и он согласен внести деньги за патент. Так «Гранд-педаль» получил официальное признание.
Сегодня ножной орган - визитная карточка Николая и Ирины Гарликовых, гастролирующих как инструментальный дуэт «Баркарола». Каждый день, когда уникальный инструмент приходится везти на концерт, музыканты в шутку называют «Днем физкультурника». Еще бы, ведь орган хоть и компактный, но весит немало - больше 20 килограммов. Зато его надежность сомнений у создателя не вызывает - во время концертов и репетиций электрическая клавиатура ни разу не выходила из строя. Правда однажды прямо на орган написал котенок, живший дома у Гарликовых. После этого музыкант попробовал взять аккорд, но извлек из инструмента лишь отвратительную какофонию. В этой ситуации Николай Николаевич не стал разбирать свою сложную конструкцию, а начал действовать по принципу «клин клином вышибают»: сначала погрузил «Гранд-педаль» в ванну, полную воды, а затем тщательно просушил его феном для волос. После этого орган снова зазвучал как прежде - величественно и вдохновенно.
Свое изобретение Гарликов ни от кого не прячет и даже согласен обучать игре на ножном органе всех желающих. Каждый раз после концерта музыкант приглашает публику на сцену - посмотреть на необычный инструмент и даже попробовать сыграть на нем. Так будет и на очередном выступлении дуэта «Баркарола», которое состоится в зале Областной ростовской филармонии 5 марта.
«Вивальди круче хип-хопа»
Одно выступление стоит для Николая Гарликова особняком. Однажды ему предстояло играть перед аудиторией, большую часть которой составляли подростки. Поскольку репертуар состоял из классических произведений Баха, Вивальди и Генделя, у маэстро были опасения, что такая публика может отнестись к исполнению, мягко говоря, невнимательно. Но на протяжении более двух часов зал, затаив дыхание, слушал музыку, а после окончания концерта к Гарликову подошла 15-летняя девочка в балахонистой рэпперской одежде и сквозь слезы сказала: «Я думала, что круче хип-хопа музыки быть не может. А оказалось - может. Спасибо вам».
18 февраля 2005г., КП.
|