rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Мартынов Р.

Содержание материала

ЧЕМОДАННАЯ ЖИЗНЬ РАВИЛЯ МАРТЫНОВА

206Есть творческие люди, которые не любят повышенного общественного вни­мания к своей персоне и избегают вся­кой публичности. Они редко и неохотно дают интервью, в которых предпочитают говорить о творчестве, но не о себе. Таков и художественный руководитель Ростовского академического симфони­ческого оркестра, народный артист России Равиль Мартынов. Он много лет дирижирует нашим оркестром. Давно по­нятен масштаб его дарования, широта музыкального кругозора. Для слушателей Мартынов - артист, дарующий им мгно­венья высоких переживаний. Для них Мар­тынов - дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального ис­кусства - от творений Бетховена и Мале­ра до современной музыки. Он предель­но точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Стиль его дирижи­рования лаконичен, лишён всякой аф­фектации; подчеркнуто скупыми, «жёс­ткими» движениями он подчиняет сво­ей воле каждого оркестранта.

    Жизнь Мартынова сродни жизни лёт­чика - слишком много времени ему при­ходится проводить в воздухе. Десятки ты­сяч километров налетал он, переме­щаясь из одного города в другой, чтобы провести гастроли, репетиции, концерты - и опять в дорогу. В последние десять лет главная лётная линия в его жизни пролегает между Петербургом и Ростовом. Сейчас Ра­виль Мартынов в Ростове. Руково­димый им оркестр будет принимать участие в фестивале современной музыки, задуманном консерваторией. Сам маэстро продирижирует двумя концертами. С трудом найдя час вре­мени, Мартынов всё же согласился рассказать о себе поклонникам сво­его таланта:

      - Родился в Ленинграде. С семи лет был определён в хоровое учи­лище при Ленинградской капелле. Древнее заведение, ему больше 250 лет (раньше был хор певчих дьяков). В нём всегда жёсткий кон­курс. Когда я поступал, прослуши­вали 300 человек на 25 мест, за­кончили через 10 лет всего 9 му­зыкантов. Те, кто заканчивают, про­сто ничего другого не умеют, кроме как быть музыкантами. Я несчаст­ный человек, и я по сей день ни­чего не умею делать. Только вот музыка.

- Не грешите! Великое дело...

- Потом, естественно, Ленинградская консерватория - специальность «хормейстер». Дальше меня рекомендовали в аспирантуру. Но не захотелось заниматься специальностью, которая была известна мне с семи лет. И я совершил первый свой перелёт - в Москву, опять в кон­серваторию, на оперно-симфоническое отделение, сразу на третий курс. На ра­достях позвонил в Петербург и решил жениться. В личной жизни я достаточно суров и сам себе поставил условие, что женюсь, только если поступлю в консер­ваторию. Но после свадьбы моя семей­ная жизнь сложилась довольно странно: семь лет я жил отдельно от своей се­мьи. Сначала меня на год забрали в армию. Но консерваторию я закончил и, конечно, получил распределение не по своему усмотрению. Поскольку я тата­рин, по просьбе гениального дирижёра Натана Григорьевича Рахлина, руково­дившего Казанским симфоническим ор­кестром, меня направили в Казань. Ког­да-то самого Рахлина по партийной ли­нии буквально выслали в этот город и даже не позволяли работать в Москве. Я долго не подписывал распределение, пока Рахлин не сказал: «Ты приезжай, а когда приедешь - уезжай».

- И вы уехали?

- Не сразу. Прошло два года, пока я опять не поступил в Ленинградскую консерваторию в аспирантуру, но еще год работал в Казани. Мне два раза в горо­де давали квартиру, чтоб остался. Пер­вую я тут же отдал: в оркестре мучился хороший валторнист, у него была семья, ребенок, он преподавал в консерватории и жил в общежитии. А я хорошо знал законы: если кто-то «ввалится» в новую квартиру, его нельзя выгнать. В моей двухкомнатной была раскладушка, верев­ка через комнату с развешанными веща­ми и 200 кг. нотных партитур. Я ушел в гостиницу, а валторнист с семьей остал­ся. Через два месяца меня спросили, почему я живу в гостинице, и дали но­вую, уже обкомовскую, квартиру. Там была консьержка. Сторож впускал и вы­пускал сановитую публику. В этой квартире я сохранил прежнюю обстановку и буквально жил на чемоданах. Все мое достояние - те же килограммы партитур.

- Но время вы зря не теряли?

    - Нет, конечно. Я отчаянно работал. У меня уже тогда был такой репертуар, что мне легче сказать, чего я не играл. Дирижировал 80-90 концертов в год. Больше 30 сочинений я знал наизусть, многое учил впрок. Такой нагрузки у меня больше никогда не было. Тогда я понял главное: изучать произведения нужно вечно, все равно каждый раз находишь что-то новое, чего раньше в партитуре не заметил. И еще: нужно стремиться точно передать автора, но не себя. Только дилетанты могут говорить о себе. Партитура - как книга, каждый читает свое, но в авторском тек­сте. В этом и есть момент импровизации. Искусство все может. Кто то, воз­можно, увидит в произведении праздник, а другой, наоборот трагедию.

      - Итак, вы вернулись в Ленин­град. Закончили аспирантуру, стали профессором Ленинградской консерватории. Я знаю, вы близко знали Е.А. Мравинского, были рядом с ним, а последние годы жизни, проходили у него стажировку...

      - Это долгий рассказ. В силу независящих от меня причин я ждал стажировки шесть лет, после того как в 1976 году стал дипломантом международного конкурса дирижёров. Но самое возмутительное случилось, когда меня вызвали в институт повышения квалификации СССР и замминистра культуры СССР Кухарский (музыковед, между прочим) откровенно, цинично стал отговаривать: «Вы доцент. Зачем вам это нужно? Вы уже сами все умеете. Он же скоро умрёт». И т. д. Я упрямо отвечал: «Хочу пообщаться с последним из могикан. Никого другого не надо». Убедил. Вернулся в Ленинград. Мравинский будто прозорливо чи­тал мысли. Было впечатление, что он присутствовал при том разго­воре: «Что, отговаривал? Мне не дают покоя всю жизнь... Я могу и сам уйти, но как? Мы же живём в рабовладельческой стране». До конца его жизни я работал с оркестром маэстро, и у меня было много концертов в филармонии. После его смерти количество кон­цертов резко сократилось до од­ного в год. Но я зачинатель кон­цертов памяти именно в день его смерти, 19 декабря. Это право у меня не оспаривает никто.

      - А как вы попали в Ростов?

    - Случайно. По плану Союзконцерта я должен был дирижи­ровать и в Ростове. Объездил уже полстраны, а в город, официаль­но записанный в моих планах, не звали. Вдруг как-то вечером раз­дался телефонный звонок. Звонил С. Коган, с которым я не был знаком. Он пригласил меня на концерт. Позже я узнал, что у Ко­гана начались неприятности с ор­кестром, его вызвали в обком партии. В разговоре В. Чуб обро­нил фразу «Да, кстати, что это вы моего родственника не зовете в Ростов? Коган был потрясен. Дело в том, что с Чубом я был знаком задолго до того, как он стал начальником. Его двоюродная сестра - моя жена. Когда-то он учился в Ленинграде и жил в нашем доме, после того как его с мо­лодой женой выгнали из общежития. Итак, я дал концерт в Ростове. Вдруг оркестранты предложили мне взять на себя руководство оркестром. Я отка­зался. У меня уже был свой оркестр, обязательства перед ним. Мы только что вернулись из Японии. После долгих уговоров всё же заключили договор о том, что я буду совмещать руководство двумя оркестрами. Долго никто не знал, что я родственник Чуба. Оркестр не пользовался никакими особыми блага­ми. Я никогда и никого ни о чем не просил. Мы только кропотливо работа­ли, чтобы получился такой замечатель­ный коллектив. А где ещё в России найдется коллектив, в котором играют несколько профессоров консерватории?

    Я не могу в газете передать весь разговор с Равилем Мартыновым. Это лишь словесный эскиз, штрихо­вой набросок - портрет дирижера на­полняется красками, когда слушаешь его концерты.

28 ноября 2001г. РО.
.