ЧЕМОДАННАЯ ЖИЗНЬ РАВИЛЯ МАРТЫНОВА
Есть творческие люди, которые не любят повышенного общественного внимания к своей персоне и избегают всякой публичности. Они редко и неохотно дают интервью, в которых предпочитают говорить о творчестве, но не о себе. Таков и художественный руководитель Ростовского академического симфонического оркестра, народный артист России Равиль Мартынов. Он много лет дирижирует нашим оркестром. Давно понятен масштаб его дарования, широта музыкального кругозора. Для слушателей Мартынов - артист, дарующий им мгновенья высоких переживаний. Для них Мартынов - дирижер, которому подвластна вся многогранная стихия музыкального искусства - от творений Бетховена и Малера до современной музыки. Он предельно точен в передаче духа и буквы любой партитуры. Стиль его дирижирования лаконичен, лишён всякой аффектации; подчеркнуто скупыми, «жёсткими» движениями он подчиняет своей воле каждого оркестранта.
Жизнь Мартынова сродни жизни лётчика - слишком много времени ему приходится проводить в воздухе. Десятки тысяч километров налетал он, перемещаясь из одного города в другой, чтобы провести гастроли, репетиции, концерты - и опять в дорогу. В последние десять лет главная лётная линия в его жизни пролегает между Петербургом и Ростовом. Сейчас Равиль Мартынов в Ростове. Руководимый им оркестр будет принимать участие в фестивале современной музыки, задуманном консерваторией. Сам маэстро продирижирует двумя концертами. С трудом найдя час времени, Мартынов всё же согласился рассказать о себе поклонникам своего таланта:
- Родился в Ленинграде. С семи лет был определён в хоровое училище при Ленинградской капелле. Древнее заведение, ему больше 250 лет (раньше был хор певчих дьяков). В нём всегда жёсткий конкурс. Когда я поступал, прослушивали 300 человек на 25 мест, закончили через 10 лет всего 9 музыкантов. Те, кто заканчивают, просто ничего другого не умеют, кроме как быть музыкантами. Я несчастный человек, и я по сей день ничего не умею делать. Только вот музыка.
- Не грешите! Великое дело...
- Потом, естественно, Ленинградская консерватория - специальность «хормейстер». Дальше меня рекомендовали в аспирантуру. Но не захотелось заниматься специальностью, которая была известна мне с семи лет. И я совершил первый свой перелёт - в Москву, опять в консерваторию, на оперно-симфоническое отделение, сразу на третий курс. На радостях позвонил в Петербург и решил жениться. В личной жизни я достаточно суров и сам себе поставил условие, что женюсь, только если поступлю в консерваторию. Но после свадьбы моя семейная жизнь сложилась довольно странно: семь лет я жил отдельно от своей семьи. Сначала меня на год забрали в армию. Но консерваторию я закончил и, конечно, получил распределение не по своему усмотрению. Поскольку я татарин, по просьбе гениального дирижёра Натана Григорьевича Рахлина, руководившего Казанским симфоническим оркестром, меня направили в Казань. Когда-то самого Рахлина по партийной линии буквально выслали в этот город и даже не позволяли работать в Москве. Я долго не подписывал распределение, пока Рахлин не сказал: «Ты приезжай, а когда приедешь - уезжай».
- И вы уехали?
- Не сразу. Прошло два года, пока я опять не поступил в Ленинградскую консерваторию в аспирантуру, но еще год работал в Казани. Мне два раза в городе давали квартиру, чтоб остался. Первую я тут же отдал: в оркестре мучился хороший валторнист, у него была семья, ребенок, он преподавал в консерватории и жил в общежитии. А я хорошо знал законы: если кто-то «ввалится» в новую квартиру, его нельзя выгнать. В моей двухкомнатной была раскладушка, веревка через комнату с развешанными вещами и 200 кг. нотных партитур. Я ушел в гостиницу, а валторнист с семьей остался. Через два месяца меня спросили, почему я живу в гостинице, и дали новую, уже обкомовскую, квартиру. Там была консьержка. Сторож впускал и выпускал сановитую публику. В этой квартире я сохранил прежнюю обстановку и буквально жил на чемоданах. Все мое достояние - те же килограммы партитур.
- Но время вы зря не теряли?
- Нет, конечно. Я отчаянно работал. У меня уже тогда был такой репертуар, что мне легче сказать, чего я не играл. Дирижировал 80-90 концертов в год. Больше 30 сочинений я знал наизусть, многое учил впрок. Такой нагрузки у меня больше никогда не было. Тогда я понял главное: изучать произведения нужно вечно, все равно каждый раз находишь что-то новое, чего раньше в партитуре не заметил. И еще: нужно стремиться точно передать автора, но не себя. Только дилетанты могут говорить о себе. Партитура - как книга, каждый читает свое, но в авторском тексте. В этом и есть момент импровизации. Искусство все может. Кто то, возможно, увидит в произведении праздник, а другой, наоборот трагедию.
- Итак, вы вернулись в Ленинград. Закончили аспирантуру, стали профессором Ленинградской консерватории. Я знаю, вы близко знали Е.А. Мравинского, были рядом с ним, а последние годы жизни, проходили у него стажировку...
- Это долгий рассказ. В силу независящих от меня причин я ждал стажировки шесть лет, после того как в 1976 году стал дипломантом международного конкурса дирижёров. Но самое возмутительное случилось, когда меня вызвали в институт повышения квалификации СССР и замминистра культуры СССР Кухарский (музыковед, между прочим) откровенно, цинично стал отговаривать: «Вы доцент. Зачем вам это нужно? Вы уже сами все умеете. Он же скоро умрёт». И т. д. Я упрямо отвечал: «Хочу пообщаться с последним из могикан. Никого другого не надо». Убедил. Вернулся в Ленинград. Мравинский будто прозорливо читал мысли. Было впечатление, что он присутствовал при том разговоре: «Что, отговаривал? Мне не дают покоя всю жизнь... Я могу и сам уйти, но как? Мы же живём в рабовладельческой стране». До конца его жизни я работал с оркестром маэстро, и у меня было много концертов в филармонии. После его смерти количество концертов резко сократилось до одного в год. Но я зачинатель концертов памяти именно в день его смерти, 19 декабря. Это право у меня не оспаривает никто.
- А как вы попали в Ростов?
- Случайно. По плану Союзконцерта я должен был дирижировать и в Ростове. Объездил уже полстраны, а в город, официально записанный в моих планах, не звали. Вдруг как-то вечером раздался телефонный звонок. Звонил С. Коган, с которым я не был знаком. Он пригласил меня на концерт. Позже я узнал, что у Когана начались неприятности с оркестром, его вызвали в обком партии. В разговоре В. Чуб обронил фразу «Да, кстати, что это вы моего родственника не зовете в Ростов? Коган был потрясен. Дело в том, что с Чубом я был знаком задолго до того, как он стал начальником. Его двоюродная сестра - моя жена. Когда-то он учился в Ленинграде и жил в нашем доме, после того как его с молодой женой выгнали из общежития. Итак, я дал концерт в Ростове. Вдруг оркестранты предложили мне взять на себя руководство оркестром. Я отказался. У меня уже был свой оркестр, обязательства перед ним. Мы только что вернулись из Японии. После долгих уговоров всё же заключили договор о том, что я буду совмещать руководство двумя оркестрами. Долго никто не знал, что я родственник Чуба. Оркестр не пользовался никакими особыми благами. Я никогда и никого ни о чем не просил. Мы только кропотливо работали, чтобы получился такой замечательный коллектив. А где ещё в России найдется коллектив, в котором играют несколько профессоров консерватории?
Я не могу в газете передать весь разговор с Равилем Мартыновым. Это лишь словесный эскиз, штриховой набросок - портрет дирижера наполняется красками, когда слушаешь его концерты.
28 ноября 2001г. РО.
|