Ростов - город
Ростов - Дон !
ВЛИВАЛИСЬ ВОДЫ ДОНА И В ТЕМЗУ, И В ХУАНХЭ Как уже сообщал «Вечерний Ростов», совсем недавно на Большой Садовой, 77/24, распахнул двери новый офис «Южного Торгового Банка». В его сверкающих витринных стеклах отражается жизнь миллионного города, а оригинальное решение фасада здания призвано символизировать гранитную прочность фундамента и в то же время демонстрировать открытость, прозрачность деятельности банка. Недаром два года подряд, по оценкам местной прессы, «ЮТБ» (лицензия ЦБ РФ № 2478 от 16.05.2000 г.) называется «самым динамичным», а в рейтинге региональных банков занимает четвертую позицию. Доходы, полученные в прошлом году, в 3,5 раза выше показателей 2000 года. Во всесторонней поддержке акционеров, в доверии всех клиентов банк видит залог своей успешной деятельности. А ведь эти качества были отличительной чертой ростовских банкиров, промышленников и купцов, которые по сути и создали город Ростов-на-Дону, за считанные годы превратившийся из поселения при крепости святого Димитрия Ростовского в мощный индустриальный центр Юга России. Таким он остается и сейчас, несмотря на многие проблемы и невзгоды. Как все это начиналось? «Южный Торговый Банк» и редакция газеты «Вечерний Ростов» решили вспомнить о тех далеких, но всегда близких сердцу ростовчан годах. Если вы с самого начала принимали участие в путешествии во времени, в которое мы отправились вместе с «Южным Торговым Банком», то определенное представление о Ростове позапрошлого века у вас уже сложилось. Раз так, с известным сравнением нашего города с американским Чикаго вы, скорее всего, согласитесь. Чем же больше всего был знаменит «русский Чикаго»? Конечно, торговлей. Далеко за пределы не только донского края, но и России отправлялся ростовский товар. Наших купцов знали по всему миру. Конечно, так было не всегда. Долгое время торговля с иностранными государствами была делом весьма хлопотным. Ведь собственной таможни в Ростове не было, ближайшая находилась в Таганроге. Ростовских коммерсантов такой порядок вещей, конечно же, не устраивал. Да и не только их. Ясно было любому: отсутствие таможни препятствует процветанию города. Но прошел не один десяток лет, прежде чем нескончаемые жалобы ростовских купцов были услышаны властями. 20 сентября 1835 года правительственным указом в Ростове была учреждена таможенная застава, которая была наделена правами таможни. С экономической зависимостью от Таганрога было покончено. Уже в год открытия таможни в Ростове заметно оживилась торговля с иностранными государствами. Причем на достигнутом никто останавливаться не собирался. Если в 1836 году в Ростов пришло 262 судна и отправилось из Ростовского порта 542, то 14 лет спустя, только за один 1850 год, прибыло 2076 и отправилось 2462 судна. Общий же торговый оборот к 1859 году увеличился в 30 раз! Ни один другой порт на юге России не знал столь стремительного роста торгового оборота с заграницей. «С тех пор, - пишет один из исследователей истории Ростова, - история этого города есть история его торговли и благоустройства, ибо вдали от всякого рубежа он непосредственно не участвовал ни в одном из политических событий... а, напротив, с основанием прямых сношений с Европой посредством одесских, греческих и английских домов, устроивших в нем свои конторы, он сделался одним из важнейших рынков равно для внутренней, так и международной торговли Южной России». Что же грузили на суда, отправляющиеся в далекий путь от берегов Дона? Главной статьей экспорта все более становилась пшеница, а еще - льняное семя, шерсть, сало, икра, кожа, железо и прочее. Через город экспортировалось огромное количество зерна, леса, меда. В Россию же через Ростовский порт ввозились фрукты, вина, табак, мануфактура. Значительная часть хлебных грузов уходила в Европу. Суда с пшеницей шли в Голландию, Англию, Италию, Грецию, Испанию, Францию. В Германию отправлялся ячмень. Причем ростовским хлеботорговцам приходилось выдерживать серьезную конкуренцию с американскими экспортерами. Как мы уже рассказывали, в Ростове учреждена была и специальная «железная биржа», которой принадлежали в порту лучшие складские помещения. Железо направляли главным образом в Турцию, откуда оно вывозилось в страны Азии, в Египет и на острова Средиземного моря. Ростовский порт по грузообороту стал третьим в стране после Петербургского и Одесского. Фактически Ростов был южным торговым форпостом России. Для продвижения своего товара ростовские коммерсанты предпринимали все возможные средства, в том числе старались участвовать во всевозможных выставках. Нередко такое участие оказывалось весьма успешным. Табак, мука, другие произведенные в Ростове товары отмечались медалями и дипломами, которыми гордились не только те, кто их завоевывал, но и все ростовское купечество. Не заметить происходящий подъем южного города было невозможно. Как растущий экономический центр, Ростов стал приобретать широкую известность. «К числу новых рынков, открытых для отечественной торговли, - писал в 1850 году обозреватель «Московитянина», - принадлежит город, существования которого до 1830-х годов никто не подозревал. Это - город Ростов-на-Дону». В купеческом Ростове, в котором торговать стремились все, кто имел хоть какой-то капитал, находилось место и для иноземных коммерсантов. Где только не обнаруживались следы иностранного капитала! Французы заправляли портландцементным заводом «Союз», бельгиец Теодор Нитнер владел чугунолитейным и механическим заводами... К началу XX века каждое третье промышленное предприятие Ростова принадлежало иностранцам. Впрочем, наши купцы тоже были не лыком шиты. Скажем, у торгово-промышленного товарищества «А. Кузнецов и К0» была собственная чайная фабрика в китайском городе Ханькоу. Это товарищество было крупным поставщиком в Россию не только «чисто китайского», но и цейлонского чая. Что касается ростовских дел, то особенно легко, почти без боя, ростовские предприниматели отдавали пришлым конкурентам новые, высокотехнологичные отрасли. Концессии на трамвай, водопровод, газ, электрическое освещение - все оказывалось в руках иноземных фирм. Само собой, и очередная суперновинка - телефон - пришла в Ростов не без помощи иностранных концессионеров. А именно - немецкой фирмы Зигеля. Вот только стоило удовольствие поболтать по телефону очень дорого - 125 рублей с одного аппарата в год. Позволить себе это могли не многие. К началу XX века в Ростове насчитывалось чуть более тысячи абонентов. А в 1910 году, когда срок концессии уже закончился, в Ростове появился первый телефон-автомат. Он был установлен в Городском саду. Позвонить с этого телефона-автомата можно было «всего» за 10 копеек. Приезжало в Ростов и немало иностранцев попроще. Как и жители других городов и сел России, они надеялись заработать в торговом южном городе свой кусок хлеба. Некоторым везло, другим не очень. Скажем турецко-подданного Хамета-Али, беспечно ехавшего по рельсам в хлебной развозке, сшиб трамвай... Связи с некоторыми странами становились настолько тесными, что возникала необходимость появления в южном провинциальном российском городе их представителей. В результате более десятка иностранных консулов, постоянно проживавших в нашем городе, получали жалованье из-за границы. Среди них были Вильям Мартин, представлявший в нашем городе Великобританию, германский консул Юлий Винкель, австро-венгерский Коломан Кания де Кания. Португальским вице-консулом был зять известного ростовского «табачного короля» Кушнарева - Е.Г. Кундури, который одновременно занимал пост председателя правления Азово-Донского банка и председателя Совета Ростовского Купеческого банка. В Ростове были также открыты консульства Аргентины, Греции, Испании, Персии, Турции, Франции, Швеции... Был в Ростове даже бразильский консул, который жил в доме Каяловых на Большой Садовой (теперь здесь магазин «Ландыш»). До сих пор стоит здание американского консульства на Большой Садовой, 125. Теперь в этом двухэтажном здании, построенном «с привкусом» готики, находится Дом художника. А вот греческая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы не сохранилась. Ее строительство завершилось в 1909 году, а ктитором и попечителем церкви был греческоподданный Харлампий Афанасьевич Феофани. Любопытно, что когда церковь только закладывалась, в котлован бросали золотые монеты и драгоценности. Об этом, в частности, рассказал в своей недавно вышедшей книге «Ростовский монетный двор» известный ростовский краевед Валерий Николаевич Лобжанидзе. Уже после Великой Отечественной войны здание церкви существенно перестроили. Теперь здесь находится театр кукол. А в здании располагавшейся по соседству церковноприходской школы - Ростовский Дворец бракосочетания. Различный иностранный товар запросто можно было купить в ростовских магазинах и торговых представительствах - начиная, пардон, от нижнего белья и заканчивая... земледельческими машинами. Последние в широком ассортименте предлагало товарищество «М. Гельферих-Саде» - «единственный представитель первоклассных заграничных заводов, производящих земледельческие машины». Товарищество занимало здание на Большой Садовой, в котором теперь находится областной музей краеведения. А в «собственном доме» на углу Большой Садовой и Почтового (Островского) переулка размещалось ростовское отделение товарищества «А. Эрлангер и К». Оно представляло швейцарские и немецкие заводы, производящие станки и оборудование для мельничного производства. Можно было «достать» в Ростове и знаменитые швейные машинки фирмы «Зингер» - в магазине, который находился на первом этаже гостиницы «Большая Московская», ставшей позднее просто «Московской»... Много донской воды утекло с тех времен. В наши дни тоже не проблема найти в ростовском магазине заграничный товар. Да и славу ростовских купцов нынешние ростовские предприниматели пытаются вернуть, в том числе и продавая продукцию своих предприятий за рубеж. Лиха беда начало? На снимках: вверху - у причала на Дону; рекламные объявления иностранных фирм в Ростове (из коллекции Г.Ф.Лаптева).
18 октября 2002г., ВР.
|