Владимир Золотарёв: "ИЗМЕНЯЯ нельзя ничего ломать»
Безусловно, одним из самых престижных вузов Ростова и ЮФО является РГЭА, бывший РИНХ, возглавляемый заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором экономических наук, профессором Владимиром Семёновичем Золотарёвым. За свою более чем 75-летнюю историю университет выпустил тысячи специалистов, среди которых такие известные люди, как бывший премьер-министр Венгрии Бел Дюла Хорн, бывший начальник контрольно-ревизионного управления министерства финансов России, а ныне начальник научно-исследовательского института финансов того же ведомства Ю. Данилевский, заместитель губернатора Ростовской области Н. Сверчкова, директор АО «Донской табак» И. Саввиди, практически все руководители банков Ростова, в том числе и «Центр-Инвеста» — В.В. Высокое и Т.Н. Высокова. Сейчас здесь, с учётом филиалов, обучается более двадцати тысяч студентов. РИНХ — это одно из старейших учебных заведений Ростова, крупнейший учебно-методический, научно-исследовательский и культурно-просветительский центр юга России, в котором трудятся множество профессоров, заслуженных деятелей наук. Здесь ведётся научно-исследовательская работа по актуальной тематике, и прежде всего региональной экономике, имеется несколько учёных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, издаются научные журналы, громадное количество учебно-методической литературы и научных трудов, которые пользуются спросом не только на Северном Кавказе и юге России, но и в обеих столицах и остальных регионах страны. Кстати, академия имеет разветвлённую сеть филиалов, которой не могут похвастать даже многие столичные образовательные учреждения. Отделения вуза есть во всех более-менее крупных городах Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв, и, в целом, этих филиалов насчитывается пятнадцать. О планах на будущее и нынешнем состоянии учебного процесса «Ростову официальному» рассказывает ректор вуза Владимир Золотарёв.
— Жизнь не стоит на месте, и мы тоже не можем оставаться в стороне от веяний нового времени — в этом году вводим ещё три новые специальности. Нынешняя демографическая ситуация ведёт к тому, что количество студентов будет сокращаться и количество мест в вузах будет превышать количество абитуриентов. Казалось бы, в такой ситуации можно впасть в уныние, но это не наш путь. Сейчас необходимо перенести центр тяжести на переподготовку, повышение квалификации. И такой опыт у нас есть — около 10 лет мы реализуем президентскую программу подготовки молодых специалистов, а также и губернаторскую, направленную на эти же цели. Руководитель программы — профессор Н.Г. Кузнецов. В 2007 году РГЭУ (РИНХ) участвовал во всероссийском конкурсе на право реализации Президентской программы «Государственный план подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ по направлениям «Маркетинг», «Финансы» и выиграл в данном конкурсе по всем представленным программам. В этом году идёт очень серьёзный отбор, в котором участвовали 26 вузов всей России, в итоге, победили два — мы и «Плехановка». В отличие от обычных студентов, слушатели этой программы — люди подготовленные, имеющие опыт практической работы, и если преподаватель рассказывает им что-то не то, то они просто предлагают нам поменять преподавателя. Нам такой опыт показался очень интересным, потому что он позволяет держать в тонусе кадры, более того, тут происходит своего рода диффузия, поскольку преподаватель лучше готовится и уже с опытом общения с практиками читает лекции обычным студентам, тем самым неизмеримо повышая качество обучения.
Кроме того, в дополнение к основным специальностям, мы готовим аудиторов, бухгалтеров, оценщиков бизнеса, в том числе и интеллектуальной собственности, специалистов в области рынка ценных бумаг, по направлениям «Маркетинг», «Логистика». В итоге, складывается законченная система — от довузовской до послевузовской подготовки. Вероятно, в дополнение к ней мы ещё и создадим институт повышения квалификации, за счёт чего будем и деньги зарабатывать, и держать себя в тонусе.
Сейчас многие пугаются введения двухуровневой системы образования. Я считаю, что ничего страшного тут нет, главное — наполнение обучения. Бакалавр уже специалист, а кто хочет пойти дальше — всё в его руках. Мне кажется, в нашем университете главное — настрой на то, что получение диплома — не окончание обучения, основная мысль: учиться надо всю жизнь. Главное же, в сам период обучения научиться добывать знания, искать информацию, апробировать, обрабатывать её. И в этом ключе главное — достойный преподавательский состав, в котором происходит своего рода естественный отбор, когда эффективность работы преподавателя оценивается по многим критериям, и кто-то премируется и получает бонусы, а кому-то нужно в корне измениться. В своё время я работал на заводе и отлично на практике уяснил, что общая эффективность работы зависит от каждого участника техпроцесса. Так и здесь, задача стоит: определить, кто есть кто. И в первую очередь по студенческой оценке преподавателей. У нас есть отдел качества, который ориентируется на эту оценку с учётом, конечно, совокупности многих факторов. Но если негативные отзывы неоднократны, то есть повод задуматься и провести более тщательное исследование. Есть ещё и проблема того, что не все люди чётко осознают время достойного ухода на заслуженный отдых, уже кое-кто не справляется с объёмом работы, но это вопрос деликатный, также деликатно мы его решаем. В этом случае... есть компромисс — предлагаем мэтру уйти на полставки, а за счёт внутренних ресурсов доплачиваем до полной. При этом их авторитет, бесценный опыт служит общему делу, а тем временем и молодёжь подтягивается. Если в 2003 году средний возраст преподавателей был 46 лет, то сейчас уже — 43. В конечном счёте выигрывают все — и студенты, и преподаватели, и экономика города, и страны в целом. Мне лично кажется, что это и есть самый верный путь развития — изменяя, нельзя ничего ломать.
30 мая 2007г., РО.
|