rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Содержание материала

Служба, которая знает всё

85 лет назад, 25 июля 1918 года, декретом Совета Народных Комиссаров «О государственной статистике (Положение)» было оформлено создание в России единого общегосударственного органа - Центрального статистического управления.

Основы российской государственной статистики были заложены в начале XIX века императором Александром I. Верховная власть считала, что только государство в состоянии собирать наиболее полные системные сведения и только оно в полной мере может распорядиться ими в интересах общественного прогресса, и в 1802 году началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.

С тех пор российская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, неразрывно связанный с социально-экономическим укладом общества. Никогда не ослабевал интерес к статистической деятельности со стороны государственной власти, поскольку, анализируя прошлое и описывая настоящее, статистика дает возможность прогнозировать будущее.

В девяностые годы произошли серьезные сдвиги в экономической и политической жизни России. Существенно изменилась внешнеэкономическая политика государства. Это потребовало перехода Российской Федерации на международную систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

В настоящее время российская государственная статистика не только решает текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике. Она является составным элементом системы государственного регулирования, значительно усиливается ее интегрирующая функция в создании информационной инфраструктуры общенационального масштаба.

Госкомстат России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. В его состав входят 88 территориальных органов Госкомстата России: республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, ГМЦ, научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы, научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики, учебные заведения.

В последнее время органы статистики вместе со всей страной переживают процесс интеграции в международное пространство.

Одним из крупнейших комитетов по объемам обрабатываемой информации в системе Госкомстата РФ является Ростовский областной комитет государственной статистики. Сегодня во всех городах и районах области трудятся специалисты-статистики (в основном женщины), и в каждой выпускаемой цифре есть частичка их скрупулезного труда.

Техническое переоснащение подразделений комитета в последние годы позволило значительно улучшить качество работы комитета статистики. С целью изучения применения на практике передовых методов статистических исследований комитет участвует в десятках международных проектов.

Большое внимание уделяет комитет формированию региональных и муниципальных информационных ресурсов, позволяющих органам власти и управления более детально разобраться в социально-экономическом положении территории.

С момента образования федеральных округов ростовскому областному комитету статистики доверена координация взаимодействия органов статистики с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.

Активное сотрудничество облкомстата со средствами массовой информации дает возможность каждому жителю Дона ознакомиться с уникальными экономико-статистическими данными по Ростовской области и в масштабе России.

25 июля 2003г., Молот.

ЦИФРОВАЯ ИЗНАНКА ЖИЗНИ

327Я думал всегда, что статистики — скучный народ, чахнущий над мёртвыми цифрами. В любой профессии, кажется, можно найти свою прелесть и романтику, но не в учёте и раскладывании по полочкам всего, что попадается на глаза. Однако знакомство с председателем Ростовского облкомстата Владимиром Емельяновым оказалось весьма интересным и познавательным. Главный ростовский статистик объяснил, что его коллеги не занимаются переработкой жизни в длинные ряды значков, а просто знают, из чего на самом деле состоят окружающие явления и предметы. Как герои небезызвестной «Матрицы», они видят, что всё наше существование состоит из цифровых цепочек, бегущих по экранам их мониторов, и не хотят менять своё положение наблюдателей на нашу суетливую и слепую беготню.

Я пришёл в кабинет Владимира Емельянова после пресс-конференции, на которой он, хорошо изучивший цифровую изнанку нашей жизни, выдал невесёлый прогноз на ближайшие годы для области и страны в целом. Грустно покачав головой, статистик ещё раз подтвердил озвученную информацию:

— Волею случая, волею сложившейся в мире обстановки Ростовская область оказалась в тяжелейшей ситуации. Обладая благоприятным географическим положением, уникальными кадрами, большим научно-промышленным потенциалом, мы в последние три года оказались заложниками нескольких вещей. Первая — это гигантомания бывшего СССР, из-за которой около десятка мощнейших предприятий области были построены даже не для работы на Союз, но на СЭВ. Теперь, когда империя рухнула, мы продолжаем тащить на себе эти тяжёлые доспехи. Затем нас тянет вниз угольная промышленность, с которой никто не решается радикально разобраться, как разобрались в Англии со своей.

И, наконец, третий фактор, который вредит всей России, но рикошетом бьёт и по нам — это подсаживание на нефтяную иглу, когда в страну поступает вал дурных денег, которые не вкладываются ни в модернизацию производства, ни в науку, а крутятся в банковской сфере.

Когда в одной области рентабельность сверхвысокая, капитал не пойдёт в менее рентабельные отрасли, в ту же промышленность. Кто будет вкладывать деньги в «Ростсельмаш» или в «Аксайкардандеталь», если можно просто качать топливо и полученную прибыль прокручивать в спекулятивных операциях?

Значит, будет нарастать техническое отставание, усугублённое тем, что наши товары теряют конкурентоспособность из-за потяжелевшего нефтяного рубля. Пока страна получает эти наркотические инъекции, она чувствует себя относительно благополучно и грезит о стабильности, но в ближайшие годы неизбежно наступит ломка, начнётся кризис.

7С:— И что же делать?

— Нужно прижать нефтяников, получающих сверхдоходы, посредством системы изъятий, налоговой системы, таможенных платежей. И наоборот, создать льготное налогообложение для тех отраслей, куда капитал не идёт. А пока судьбы страны держат в своих руках спекулянты, сейчас банки замечательно живут, они довольны до чрезвычайности, потому что по своей сути их деятельность на спекуляциях и построена.

7С:— Владимир Викторович, когда вы несколько лет назад были первым замом губернатора, для вас положение области было так же очевидно?

— Честно говоря, когда я работал в областной администрации, то даже представить себе не мог, каким маленьким объёмом информации оперирую. Любой чиновник, особенно высокого уровня, крайне ограничен в возможности поддерживать свою информационную базу, находиться в курсе последних научных достижений. Невозможно выкроить время для чтения книг и статей, разве что совсем от сна отказаться. Поэтому должны быть при администраторах структуры из учёных и аналитиков, которым они доверяют. Но здесь тоже есть сложности. Во-первых, не всегда есть время даже для того, чтобы выслушать аналитика, а во-вторых, многие советы могут быть психологически неприемлемы для управленца, ему надо себя поломать, чтобы следовать рекомендациям, а на это не каждый пойдёт. Вообще работа в администрации — это мясорубка. 12-14 часов в день и семь дней в неделю. Очень специфическая работа, от неё получаешь определённое удовлетворение, конечно, но она настолько тебя выжимает… О личной жизни речь не идёт, уходишь на работу — семья ещё спит, возвращаешься — уже спит. Поэтому я и ушёл оттуда в конце 1996 года. Да, нужно отметить, что и попал во власть я достаточно случайно.

Во время перестроечной эйфории, когда я был деканом в РИСХМе, выпивали мы как-то с другом, и он мне говорит: «А давай в депутаты баллотироваться». Я ему: «Давай». Ну и так получилось, что я прошёл в Законодательное Собрание области, вопреки воле тогдашнего горкома, кстати. А потом Чуб меня сделал своим замом сначала в Законодательном Собрании, а потом в администрацию за собой позвал.

7С:— А почему именно в статистику решили уйти?

— Я попросил губернатора, чтобы он меня отпустил из администрации в Торгово-промышленную палату области, которую мне хотелось превратить в чрезвычайно влиятельный орган, оказывающий большое воздействие на донскую экономику. Но Владимир Фёдорович решил, что если его первый зам возглавит общественную организацию, это могут неправильно понять, и предложил мне возглавить статистику. Я сюда не просился, тем более, что о положении, которое статистическая служба в то время занимала в обществе, можно было судить по зданию, где она располагалась: стеклянные двери разбиты, паркет вспучился горбом, в туалетах грязь… Но после того, как администрация области порекомендовала меня на должность, а Москва утвердила назначение, я стал наводить порядок. Четыре года длился ремонт, и теперь здесь очень сносные условия, как видите.

7С:— А за счёт чего эти условия созданы?

— Мы начали приучать людей к мысли, что информация — это товар. Никто же не приходит за колбасой без денег, а статистические данные многие привыкли получать бесплатно. Хорошие отношения с областью тоже, конечно, благотворно влияют на нас. Помню, как-то я принёс губернатору пачку запросов, направленных нам за месяц его сотрудниками. Он поначалу даже не поверил, что его подчинённые настолько писучие. Потом просмотрел объём проделанных нами работ и спросил: а сколько вы там получаете? А у нас зарплата была в среднем раз в пять меньше, чем в администрации. Чуб сказал: «Пусть за такие деньги они сами работают». Мы подписали с администрацией соглашение, по которому, в дополнение к федеральной программе, терперь проводим исследования для области за отдельную плату. Кроме того, мы добились для себя права межведомственной координации по формированию банка данных. Теперь и Министерство по имущественным отношениям, и налоговики, и банкротчики, и антимонопольщики передают нам необходимые статистические показатели по своей работе.

7С:— Каким ещё структурам услуги оказываете?

— Для полпредства выполняем большую работу, но проблема заключается в том, что ЮФО не имеет средств для финансирования этих дел. Поэтому мы пока все исследования проводим за свой счёт, понимая их важность для страны. Вообще, несмотря на то, что мы являемся федеральной структурой, центр выделяет на наше содержание только 16% , остальное мы должны зарабатывать сами, положение, конечно, ненормальное. Тем не менее, у нас очень хорошая материальная база, у нас лучшая вычислительная техника в области и программисты одни из сильнейших. Иногда возникают даже трения с нашим московским руководством, которое считает, что мы слишком хорошо живём.

7С:— Герои нашумевшего «дела статистиков» тоже, говорят, стремились к хорошей жизни…

— Вы используете название, запущенное «жёлтой» прессой. Фабула дела такая: около четырёх лет назад председателя Госкомстата Юркова, его первого зама и ещё нескольких работников ФАПСИ и Минтруда обвинили в том, что они получали взятки за предоставление статистической информации, касающейся некоторых фирм, конкурирующим организациям. Вообще-то мы не имеем права без согласия самого предприятия давать сведения о нём. В связи с этим у меня даже возникают проблемы с областной администрацией, когда они говорят: нам нужно знать, сколько «капусты» «нарубили» те или иные коммерческие структуры. Я не могу им даже на ушко сказать об этом, потому что если где-то пройдёт ссылка на источник информации, мне придётся плохо. А Юркова как раз обвинили в продаже таких данных иностранным фирмам. Трудно сказать, насколько это соответствует действительности, скорее всего, за арестами статистиков стоят чисто политические расклады...

Нашу отрасль ожидает реформирование, и многие хотят забрать её под себя. Потому что информация, которую мы аккумулируем — это деньги, влияние и власть. Представьте себе, например, что органы статистики начнут в течение полугода выдавать сведения о том, что правительство не выполняет свои планы. Через полгода правительство – труп. Поэтому многие хотят сделать нас инструментом в своей игре. Я уже давно пишу письма и собираю подписи среди коллег о том, что статистику надо подчинить непосредственно Президенту или Госдуме.

7С:— Итак, Владимир Викторович, вы сказали, что информация — это деньги, влияние и власть. Именно поэтому вас привлекает статистика?

— Разумеется, нет. Представьте, что вы были слепым человеком и представляли мир по чужим рассказам, а потом вам сделали операцию, и вы обрели зрение. Вы сразу увидели, как поразительно отличается реальность от тех фантазий, которые вы за неё принимали. Вот какая разница между статистиком и обычным человеком. За каждой цифрой мы видим жизнь. При этом вы понимаете, что хотя с помощью зрения можно зарабатывать деньги, использовать его в различной деятельности, но ценно оно не благодаря этим возможностям, а само по себе. И вы ни за что не захотите расстаться с глазами, что бы вам за них

12 февраля 2004г., РО.

СТОЛИЦЕЙ ЮФО СТАНЕТ КРАСНОДАР?

328Предполагается, что «статистика знает всё». Знает, но молчит. Не принято у нас скрупулёзно сравнивать цифры и темпы развития одного региона относительно соседних. Но Владимир Емельянов, председатель Ростовского облкомстата, любит не только собирать данные, но и сопоставлять их. Кто бы что ни говорил. А говорят разное. Например, о том, что по экономике Ростовская область давно и безнадёжно отстаёт от своего ближайшего соседа – Краснодарского края. И что при подобных темпах развития столица ЮФО через пару лет переместится в Краснодар...

Так ли это? С этим вопросом «Седьмая столица» обратилась к Владимиру Емельянову.

— Попробуем разложить по полочкам. Краснодар находится в совершенно другой, чем Ростов, климатической зоне. Благодаря рельефу нет иссушающих ветров. Поэтому при одинаковой плодородности почв Краснодар обречён собирать больший урожай. Урожайность там выше на 60-70%. В этом году мы их впервые обогнали, но у нас и засеянных площадей больше. Второй момент: Краснодарский край – морская граница России. У него есть и глубоководные, и мелкосидящие порты. Ростовская область, за исключением Таганрога, практически не имеет морского портового хозяйства. А отсюда – разные экспортные возможности.

Ростовская область не обладает серьёзными запасами нефти вообще. У Краснодара же есть и нефтедобыча, и нефтепереработка. Но промышленность у Ростова развита на порядок выше, чем у Краснодара. В своё время мы специализировались по двум направлениям. Это машиностроение и оборонка. Плюс уголь, который в 20-30-е годы был драгоценной жилой. Потом он стал нерентабельным, и Ростов ещё до распада Союза получил проблему в виде депрессивных регионов Донбасса. Золотой же жилой Краснодара всегда был отдых. Ведь вся страна ехала на Чёрное море, и это был и есть стабильный источник существования для значительной части населения Краснодарского края…

7С:— Вы хотите сказать, что у Ростова и Краснодара экономика достаточно разная?

— Да. Но, тем не менее, со времён соцсоревнований Ростов и Краснодар – конкуренты. Когда социализм прошёл, оказалось, что у Краснодара стартовые условия развития значительно более благоприятные. Ведь в СССР существовал план единого развития производства. Когда у нас возводили машиностроительные заводы, в Краснодаре создавалась огромная база сельскохозяйственной переработки.

И вот, рухнуло машиностроение, рухнула химия. Но переработка почти не пострадала. И, конечно, именно поэтому туда устремились инвесторы. Осели же они там по простой причине – их хорошо приняли. И создали условия. С трибуны бывший краснодарский губернатор Кондратенко отстаивал ультракоммунистические позиции. Но, несмотря на эту риторику, в экономике его команда давала преференции. Создавались банки – совместно с Кипром. И нынешний губернатор Краснодарского края Ткачёв, несмотря на свои националистические выступления, к экономике подходит так же серьёзно.

В Ростове же промышленность начала валиться. И особых перспектив у заводов долго не было. Ведь у нас что ни предприятие – то гигант. И область, и владельцы предприятий сперва должны были разрулить кризис, в который попали, а потом начинать развиваться. А крупный завод, как правило — это градообразующее предприятие. Эти заводы и дома топили, и работу давали, и налоги платили. Сами понимаете, их остановка означала катастрофу. И в этих условиях выжить и перестроиться Ростову было неизмеримо тяжелее, чем Краснодару.

7С:— Но ведь и у Ростова есть преимущества?

— Конечно. Например, транспортная сеть по насыщенности у нас значительно выше. У Краснодара – горы. Это лимитирующий фактор дальнейшего развития. Далее, один из важнейших ресурсов во всём мире – это люди. И по своему совокупному потенциалу знаний Ростовская область была, конечно, выше, чем Краснодарский край. НИИ, проектные институты, военные и гражданские учебные заведения здесь были насыщены на порядок больше, чем там. Поскольку Краснодар был ориентирован на сельское хозяйство и отдых, там готовились соответствующие кадры. Да, потенциал в Ростовской области выше, но, чтобы его раскрыть, были нужны условия и капитал. Нужны инвестиции. И здесь, по-моему, поднимается самый важный вопрос. Раз мы изначально проигрываем Краснодару, раз у нас тяжелее стартовые условия и отягощённая инфраструктура, то, по логике, мы должны инвесторам предлагать значительно лучшие условия, чем Краснодарский край. Пойти на большие льготы, большие гарантии. Создать интерес. Но всё это в Ростовской области сделано не было. И хотя постоянно декларировалось, но до недавнего времени процедура прихода сюда инвестора была очень затруднена бюрократическими проволочками. И обычный инвестор, у которого нет поддержки «от Москвы до самых до окраин», очень часто увядал. Беда-то в том, что все эти процессы достаточно инертны. Инвестор долго изучает обстановку. Начинает считать, составлять бизнес-план, вести переговоры. Это может длиться год, два, три – и это нормальный процесс. Его не ускорить.

Второй момент – надо создать имидж. Но притом, что надо уметь себя показать, нужно и не обмануть. Если инвестор приходит, а его начинают по кабинетам таскать и по проценту, по два налево отщипывать, то всё наработанное может рухнуть.

7С:— Так у кого перспективы лучше?

— Краснодару проценты прироста получать легче. Но глобальная перспектива у Ростовской области лучше, чем у Краснодарского края. Сегодня Ростовская область развивается относительно неплохо. Если две третьих страны сидит на нефтяной игле, то наши проценты роста – чистые. И этим они ценны. Но, с другой стороны, динамику надо поддерживать.

Меня тревожат некоторые вещи. Радуюсь, что «Рамстор» открыли, но ведь я знаю, чем был раньше завод «Горизонт» и какую продукцию он делал. Весь соцлагерь покупал их военно-морское оборудование. Там работали специалисты фантастической квалификации. И нам нельзя это потерять, никакой «Рамстор» этого не заменит…

7С:— Так переместится ли столица ЮФО в более успешный в отношении имиджа Краснодар?

— Нет. Думаете, Ростов просто так понравился, и здесь сделали столицу ЮФО? Есть объективные причины. Исторически Ростов складывался как центр Юга с точки зрения обороны. Здесь и основные воинские структуры, и каналы правительственной связи. Перенос всего этого вылился бы в огромные затраты. Другое дело – сохранятся или нет сами округа. Если будет происходить укрупнение субъектов Федерации, то Ростов и Краснодар, конечно, разведут. Это будет нормально и правильно. Объединение Ростовской, Волго-градской и Астраханской областей логично. Туда можно подтянуть и Калмыкию, которая сама просуществовать не сможет. И эта объединённая территория получила бы энергоресурс, получила бы выход и на Азовское море, и на Каспий, что очень важно. А к Краснодару можно было бы пристегнуть ряд северокавказских республик и обеспечить их выход на Чёрное море.

7С:— Что, помимо невысоких темпов инвестиций, можно отнести к проблемам Ростовской области?

— Я глубоко убеждён, что надо создать нормальные условия малому бизнесу. Административные барьеры на Дону – это чудовищный пресс, который давит людей и не даёт им нормально работать. Как и совершенно дикое налоговое законодательство, которое иногда просто запрещает людям работать «в светлую». Нужна чёткая громогласная политика, которая будет объявлена и доведена до инвесторов. Они будут знать правила игры в Ростовской области. Для этого нужна программа развития, не кулуарно выработанная и где-то лежащая, а известная всем. Чтобы её озвучивали СМИ, чтобы рекламные ролики крутились. Это и будет формировать имидж, не хуже, чем у Краснодара.

Ну, а статистика с удовольствием будет считать то, что получится…

3 ноября 2004г., 7С.
.