СТОЛИЦЕЙ ЮФО СТАНЕТ КРАСНОДАР?
Предполагается, что «статистика знает всё». Знает, но молчит. Не принято у нас скрупулёзно сравнивать цифры и темпы развития одного региона относительно соседних. Но Владимир Емельянов, председатель Ростовского облкомстата, любит не только собирать данные, но и сопоставлять их. Кто бы что ни говорил. А говорят разное. Например, о том, что по экономике Ростовская область давно и безнадёжно отстаёт от своего ближайшего соседа – Краснодарского края. И что при подобных темпах развития столица ЮФО через пару лет переместится в Краснодар...
Так ли это? С этим вопросом «Седьмая столица» обратилась к Владимиру Емельянову.
— Попробуем разложить по полочкам. Краснодар находится в совершенно другой, чем Ростов, климатической зоне. Благодаря рельефу нет иссушающих ветров. Поэтому при одинаковой плодородности почв Краснодар обречён собирать больший урожай. Урожайность там выше на 60-70%. В этом году мы их впервые обогнали, но у нас и засеянных площадей больше. Второй момент: Краснодарский край – морская граница России. У него есть и глубоководные, и мелкосидящие порты. Ростовская область, за исключением Таганрога, практически не имеет морского портового хозяйства. А отсюда – разные экспортные возможности.
Ростовская область не обладает серьёзными запасами нефти вообще. У Краснодара же есть и нефтедобыча, и нефтепереработка. Но промышленность у Ростова развита на порядок выше, чем у Краснодара. В своё время мы специализировались по двум направлениям. Это машиностроение и оборонка. Плюс уголь, который в 20-30-е годы был драгоценной жилой. Потом он стал нерентабельным, и Ростов ещё до распада Союза получил проблему в виде депрессивных регионов Донбасса. Золотой же жилой Краснодара всегда был отдых. Ведь вся страна ехала на Чёрное море, и это был и есть стабильный источник существования для значительной части населения Краснодарского края…
7С:— Вы хотите сказать, что у Ростова и Краснодара экономика достаточно разная?
— Да. Но, тем не менее, со времён соцсоревнований Ростов и Краснодар – конкуренты. Когда социализм прошёл, оказалось, что у Краснодара стартовые условия развития значительно более благоприятные. Ведь в СССР существовал план единого развития производства. Когда у нас возводили машиностроительные заводы, в Краснодаре создавалась огромная база сельскохозяйственной переработки.
И вот, рухнуло машиностроение, рухнула химия. Но переработка почти не пострадала. И, конечно, именно поэтому туда устремились инвесторы. Осели же они там по простой причине – их хорошо приняли. И создали условия. С трибуны бывший краснодарский губернатор Кондратенко отстаивал ультракоммунистические позиции. Но, несмотря на эту риторику, в экономике его команда давала преференции. Создавались банки – совместно с Кипром. И нынешний губернатор Краснодарского края Ткачёв, несмотря на свои националистические выступления, к экономике подходит так же серьёзно.
В Ростове же промышленность начала валиться. И особых перспектив у заводов долго не было. Ведь у нас что ни предприятие – то гигант. И область, и владельцы предприятий сперва должны были разрулить кризис, в который попали, а потом начинать развиваться. А крупный завод, как правило — это градообразующее предприятие. Эти заводы и дома топили, и работу давали, и налоги платили. Сами понимаете, их остановка означала катастрофу. И в этих условиях выжить и перестроиться Ростову было неизмеримо тяжелее, чем Краснодару.
7С:— Но ведь и у Ростова есть преимущества?
— Конечно. Например, транспортная сеть по насыщенности у нас значительно выше. У Краснодара – горы. Это лимитирующий фактор дальнейшего развития. Далее, один из важнейших ресурсов во всём мире – это люди. И по своему совокупному потенциалу знаний Ростовская область была, конечно, выше, чем Краснодарский край. НИИ, проектные институты, военные и гражданские учебные заведения здесь были насыщены на порядок больше, чем там. Поскольку Краснодар был ориентирован на сельское хозяйство и отдых, там готовились соответствующие кадры. Да, потенциал в Ростовской области выше, но, чтобы его раскрыть, были нужны условия и капитал. Нужны инвестиции. И здесь, по-моему, поднимается самый важный вопрос. Раз мы изначально проигрываем Краснодару, раз у нас тяжелее стартовые условия и отягощённая инфраструктура, то, по логике, мы должны инвесторам предлагать значительно лучшие условия, чем Краснодарский край. Пойти на большие льготы, большие гарантии. Создать интерес. Но всё это в Ростовской области сделано не было. И хотя постоянно декларировалось, но до недавнего времени процедура прихода сюда инвестора была очень затруднена бюрократическими проволочками. И обычный инвестор, у которого нет поддержки «от Москвы до самых до окраин», очень часто увядал. Беда-то в том, что все эти процессы достаточно инертны. Инвестор долго изучает обстановку. Начинает считать, составлять бизнес-план, вести переговоры. Это может длиться год, два, три – и это нормальный процесс. Его не ускорить.
Второй момент – надо создать имидж. Но притом, что надо уметь себя показать, нужно и не обмануть. Если инвестор приходит, а его начинают по кабинетам таскать и по проценту, по два налево отщипывать, то всё наработанное может рухнуть.
7С:— Так у кого перспективы лучше?
— Краснодару проценты прироста получать легче. Но глобальная перспектива у Ростовской области лучше, чем у Краснодарского края. Сегодня Ростовская область развивается относительно неплохо. Если две третьих страны сидит на нефтяной игле, то наши проценты роста – чистые. И этим они ценны. Но, с другой стороны, динамику надо поддерживать.
Меня тревожат некоторые вещи. Радуюсь, что «Рамстор» открыли, но ведь я знаю, чем был раньше завод «Горизонт» и какую продукцию он делал. Весь соцлагерь покупал их военно-морское оборудование. Там работали специалисты фантастической квалификации. И нам нельзя это потерять, никакой «Рамстор» этого не заменит…
7С:— Так переместится ли столица ЮФО в более успешный в отношении имиджа Краснодар?
— Нет. Думаете, Ростов просто так понравился, и здесь сделали столицу ЮФО? Есть объективные причины. Исторически Ростов складывался как центр Юга с точки зрения обороны. Здесь и основные воинские структуры, и каналы правительственной связи. Перенос всего этого вылился бы в огромные затраты. Другое дело – сохранятся или нет сами округа. Если будет происходить укрупнение субъектов Федерации, то Ростов и Краснодар, конечно, разведут. Это будет нормально и правильно. Объединение Ростовской, Волго-градской и Астраханской областей логично. Туда можно подтянуть и Калмыкию, которая сама просуществовать не сможет. И эта объединённая территория получила бы энергоресурс, получила бы выход и на Азовское море, и на Каспий, что очень важно. А к Краснодару можно было бы пристегнуть ряд северокавказских республик и обеспечить их выход на Чёрное море.
7С:— Что, помимо невысоких темпов инвестиций, можно отнести к проблемам Ростовской области?
— Я глубоко убеждён, что надо создать нормальные условия малому бизнесу. Административные барьеры на Дону – это чудовищный пресс, который давит людей и не даёт им нормально работать. Как и совершенно дикое налоговое законодательство, которое иногда просто запрещает людям работать «в светлую». Нужна чёткая громогласная политика, которая будет объявлена и доведена до инвесторов. Они будут знать правила игры в Ростовской области. Для этого нужна программа развития, не кулуарно выработанная и где-то лежащая, а известная всем. Чтобы её озвучивали СМИ, чтобы рекламные ролики крутились. Это и будет формировать имидж, не хуже, чем у Краснодара.
Ну, а статистика с удовольствием будет считать то, что получится…
3 ноября 2004г., 7С.
|