rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Солнышкин Ю.Н.

Содержание материала

                   Архитектурный бандитизм на улицах Ростова
     solnyshkin«Ростов официальный» уже неоднократно поднимал проблему хаотичной застройки исторического центра города, целые кварталы которого благодаря современным ваятелям безвозвратно утратили свой южный колорит и архитектурную уникальность. Сегодня о настоящем и будущем старого Ростова мы беседуем с начальником архитектурно-реставрационной мастерской института «Спецпроектреставрация» Юрием Солнышкиным, человеком, через руки которого «прошли» десятки памятников архитектуры, включая здание ростовской мэрии и колокольню кафедрального собора.
        «Эрмитаж» — под снос
    — Юрий Николаевич, сегодня разрабатывается концепция застройки старого Ростова. На время её разработки даже введён мораторий на отведение строительных пятен в центре города. Какие ограничения для застройщиков, на ваш взгляд, должна включать эта концепция?
    — Прежде всего, в историческом центре должна быть максимально сохранена малоэтажная историческая застройка, создающая неповторимый колорит города. Пока что всё происходит с точностью до наоборот. Рядом с памятниками архитектуры городское пространство стало заполняться безликой агрессивной многоэтажной застройкой. Не знаю, что предложат нам разработчики концепции. Но если говорить о генплане города, то генпроектировщик, которым выступает Петербургский институт урбанистики, прекратил его разработку в связи с тем, что некоторые городские чиновники в который раз сокращают список памятников архитектуры, тем самым давая возможность «зодчим» уничтожить исторически сложившуюся архитектурную среду Ростова.
     А ограничения, на мой взгляд, должны быть жёсткими как по этажности возводимых в центре города зданий (до 6-7 этажей), так и по протяжённости (не более 40 метров).
      — Приведите конкретные примеры архитектурного бандитизма, воцарившегося, на ваш взгляд, в Ростове.
   — «Зодчие» успели наваять немало высотных зданий именно в тех районах, где по всем градостроительным и архитектурным канонам им не место. Панорама города уже искажена вставленными «клыками» в районе между Будённовским и Ворошиловским, Кировским и Театральным. Кварталы в районе Братского и улицы Пушкинской застраиваются 9-этажными коробками из красного и силикатного кирпича с типовыми проёмами, лоджиями и балконами, которые после сдачи дома остекляются жильцами по принципу «абы как». Набережную уже изувечили многоэтажной гостиницей и рестораном, воздвигнутым посреди аллеи. Особняк Парамонова на Пушкинской окружили 14-17-этажными коробками с типовыми проёмами. Что касается самого дома Парамонова, который является памятником архитектуры федерального значения, то в последние годы он находится в удручающем состоянии. Здесь разрушено парадное крыльцо, обваливается лестница, уже не первый год обсыпаются стены и балясины. Проект реставрации памятника подготовлен, но у РГУ, на балансе которого состоит здание библиотеки, нет денег на его реализацию.
     Что-то невразумительное сегодня возводят в Кировском сквере на месте стоявшего здесь до 30-х годов прошлого века Новопокровского храма. Церковь, которую здесь собираются построить, просто убьёт весь сквер, она не впишется в современный облик урбанизированного центра города. Через дорогу раскинулось современное здание Музыкального театра, неподалёку высотка гостиницы «Дон-Плаза» с выходящими в скверик рестораном и казино, ещё ближе — Садовая с её оживлённым движением. Подобное «окружение» вряд ли можно назвать подходящим для божьего места.
    Агрессивное и безобразное сооружение сегодня возводится по соседству с уникальным зданием цирка, построенным ростовским архитектором Георгием Петровым в 50-х годах. Неподалёку отсюда, по соседству с гостиницей «Ростов», кстати, раскрашенной в цвета, несвойственные конструктивизму, и вовсе возвели нечто под названием «Ресторан «Эрмитаж», которому там вообще не место. Его срочно надо сносить. Впрочем, так же, как и «гиперларёк» у Центрального рынка. Ещё один памятник головотяпству — огромный комплекс «Купеческий двор», который пытаются втиснуть в старые квартальчики на Серафимовича. Подобные примеры архитектурного бандитизма можно приводить очень долго…
     Голый король на площади Свободы
    — А можно ли говорить о том, что параллельно с захлестнувшим Ростов строительным бумом сегодня идёт активная реставрация старых особняков?
     — Думаю, что нет, так как большинство памятников исторического и культурного наследия сегодня пребывает в жалком состоянии. Обратят областные или городские власти внимание на памятник, выделят копеечку — что-то сделают. В городе нет программы по реставрации памятников истории и культуры — всё случайно и стихийно.
     Более того, зачастую после проведения реконструкции теряется историческая достоверность.
     Один из наиболее вопиющих случаев — последняя реконструкция бывшего Нахичеванского, а ныне Молодёжного театра на площади Свободы. Здесь были уничтожены и не воссозданы подпорные стены с балюстрадами и распашными гранитными лестницами. Разрушен весь интерьер площади и историческая среда. Теперь театр стоит на площади, словно голый король. Кроме того, при реконструкции самовольно заменили на металлопластик окна и дверные блоки, в результате чего получилась полная безвкусица, искажающая облик памятника. Двери в театр и в супермаркет не могут быть одинаковыми...
     Безвозвратно утратило свой шарм и здание бывшей гостиницы «Петроград» на Газетном, 1916 года постройки, известное ныне как гостиница «Дон». Уже мало кто помнит, что у здания были красивые эркеры, которые в середине 80-х были снесены в связи с аварийным состоянием. И сейчас их воссоздавать, похоже, никто не собирается.
     Другой пример незаконченной реставрации — дом, в котором живёт губернатор, на углу Пушкинской и Семашко. Здесь, в частности, не был воссоздан бельведер с балконом, по бокам которого на готических колоннах стояли скульптуры средневековых рыцарей, а также не было восстановлено покрытие эркера шлемовидной главкой.
    Многое утратило после реконструкции и здание бывшего кинотеатра «Родина» на Большой Садовой, 64, где с 1904 года размещался один из первых синематографов в Ростове.
     Облик здания в стиле модерн убили оконным заполнением из металлопластика.
     Поймите, смысл реставрации заключается в системном подходе, а когда выхватываются какие-то фрагменты, это всегда смотрится нелепо.
     — Слушаю вас, и складывается впечатление, что положительных примеров проведения реставрационных работ в нашем городе просто нет.
    — Есть, но их немного. Например, воссозданные фасады городской Думы, поликлиники № 10 на углу Садовой и Чехова, бывшего кинотеатра «Комсомолец» по Садовой, 27. Для того, чтобы выполнить предписания реставраторов на этих объектах, подрядчику пришлось выписывать из Германии специальное оборудование, которое позволило всё из того же металлопластика повторить пластику и ажурность в стиле модерн.
     По архитектурным мотивам народов СССР
    — Практически в каждом случае неудачной реставрации вы упоминаете о популярных ныне металлопластиковых окнах…
    — Металлопластиковые рамы современной расстекловки взамен старых, сложной профилировки, как правило, выглядят нелепо и напрочь лишают старые особняки их былой прелести. Окна — это ведь как глаза. Измени их, и неузнаваемым станет лицо.
    Мы уже потеряли красивейшие окна на здании ростовской синагоги. Эти неповторимые оконные рамы, пережившие революцию и фашистскую оккупацию, в наше время были заменены на обычный металлопластик. Ранее такая же неравноценная замена была произведена на кафедральном соборе.
     Современная расстекловка убивает масштаб здания, зачастую обезображивая его. Между тем существуют специальные творческо-производственные фирмы, которые делают на заказ прекрасные столярные изделия. Но, к сожалению, к их услугам подрядчики обращаются нечасто. Всё упирается в деньги. Дорогой металлопластик обходится всё же дешевле, чем рамы и двери из древесины твёрдых пород, да ещё и выполненные по спецзаказу, как предписывают реставраторы. Думаю, что если нет денег на изделия из дерева, то лучше финансировать замену оконных рам и дверей поэтапно. Конечно, ремонт в этом случае затянется, но ведь главное — конечный результат.
     — Помимо искажающих фасад здания окон, наверное, можно говорить и о проблеме первых этажей, которые с подачи хозяев различных магазинов зачастую уродуют всё здание...
     — Действительно, фасады памятников архитектуры и домов фоновой застройки в историческом ядре города очень часто подвергаются искажению варварами в лице предпринимателей. Да, располагать на первых этажах торговые помещения и офисы — дело весьма разумное. Но не таким образом, когда на протяжении одного фасада появляется несколько вариантов витрин, козырьков, крылец, цветовых пятен в разных стилях и архитектурных мотивах народов бывшего СССР. Но это ещё поправимо, если разработать специальные правила, порядок проектирования и вести бескомпромиссный контроль за действиями новых хозяев. Хуже, когда новому хозяину части фасада не нравятся наличники на окнах, сандрики, пояски и прочие «лишние» архитектурные детали, которые сносятся уже безвозвратно.
     «Список Шиндлера»
   — Возвращаясь к вопросу о концепции застройки центра города, нельзя не вспомнить и о проекте охранных зон, разрабатываемом в рамках Генплана города. Насколько мне известно, сотрудникам вашего института поручили подготовить список памятников исторического и культурного наследия, рекомендованных к установке на охрану. Он уже составлен?
   — Действительно, в феврале этого года Петербургский институт урбанистики поручил нам выполнение исследовательской части проекта. Мы составили предварительные списки, куда вошли памятники федерального, регионального и муниципального значения, рекомендуемые к постановке на охрану. Среди них было 16 памятников федерального значения, 362 — регионального значения, 299 зданий, предлагаемых к постановке на региональную охрану, и 230 объектов, рекомендованных к постановке на муниципальную охрану.
     В апреле областная инспекция по охране памятников истории и культуры утвердила наш список. После этого по просьбе городских чиновников начались бесконечные перетасовки с целью сокращения числа памятников. В августе список уже должны были представить на суд общественности. Однако его конечный вариант до сих пор неизвестен.
   Лично я вижу здесь единственное объяснение. Когда инвесторы отхватывают кусок старого квартала, появляется дилемма: либо реставрировать памятник, либо его сносить. Для того чтобы снести здание по закону, необходимо исключить его из списка объектов исторического и культурного наследия. Возможно поэтому список так долго и перетасовывают, стараясь адаптировать его под нужды тех или иных застройщиков.
   В общем, историческая застройка, составляющая своеобразие центра южной столицы, убывает гораздо быстрее, чем идёт восстановление её облика путём реставрации отдельных памятников. Сегодня мы должны себя спросить: почему важные постановления правительства и законы не обеспечили коренного перелома в деле охраны и использования памятников? Почему не произошло качественного изменения общественного сознания в отношении памятников истории и культуры как достоянию страны, по которому, кстати, можно оценивать и состояние общества?
12 октября 2005г., «Ростов Официальный».

КАК СОЛНЫШКИН С ЛЕНИНЫМ БОРОЛСЯ

2221 год существует в нашем городе мастерская проектного института «Спецпроектреставрация». Благодаря архитектурно-реставрационной мастерской были сохранены в надлежащем виде многие исторические здания и памятники. Сре­ди них - уникальное здание городской администрации, кинотеатр «Комсомолец» и многие-многие другие. Ровно 20 лет мастерской бессменно руководит ар­хитектор Юрий Солнышкин, недавно он отмечал свой творческий юбилей.

Не думал когда-то студент Юрий Солнышкин, по указу сверху закрывая лепнину и фасады старых зданий, что годы спустя сам же и будет реставриро­вать и открывать их обратно. 10 лет он работал над созданием проекта ох­ранных зон - документа, способного защитить исторические и культурные па­мятники от застройки или разрушения. А таких мест - представляющих собой огромную ценность, но загаженных - в Ростове множество. К примеру, Змиевская балка - место самого массового расстрела евреев в Советском Союзе. Более 20 тысяч человек полегло там во время немецкой оккупации и еще неиз­вестно сколько расстреляно органами НКВД. Сейчас Змиевская балка получа­ет статус памятника федерального зна­чения и в то же время является свалкой. Хорошо ещё, что в ней не успели построить дома, прямо на костях. В бу­дущем там планируется открыть парк памяти. Но когда наступит это будущее, никто не знает.

Юрий Николаевич болеет за свое дело, он не может спокойно наблюдать за варварским надругательством над па­мятниками старины. Сейчас самой большой его головной болью являет­ся катастрофическое положение дома Максимова (угол Семашко и Станис­лавского) - первого каменного здания города Ростова-на-Дону. В этом доме работал первый мэр Ростова, легендар­ный городской голова Андрей Байков, заседала Дума, находился магистрат. На первом этаже (впрочем, как и сейчас) шла бойкая торговля. В своё время там держал лавку отец Чехова. Солнышкин делал проект охраны дома Максимова – строительные работы там не должны вестись. Но в настоящее время уникаль­ное здание по внешнему периметру об­шито железобетонной коробкой, дом ока­зался внутри нее. Дело в том, что в 1994 году, впервые с 1917 года, была выкуплена земля под домом. Потом че­рез суд здание лишили исторической ценности. Вся интеллигенция Дона протестовала против этого решения, писала письма губернатору, но безобразие про­должается до сих пор.

«Всю жизнь я не пользуюсь автори­тетом у властей, - жалуется Юрий Ни­колаевич, - постоянно с нею в конфлик­те». Ещё бы, когда партийная верхушка рьяно уничтожала церкви, Солнышкин их восстанавливал. И дело не в идеологи­ческих противоречиях, на которые сей­час модно ссылаться, он просто отстаи­вал культурные памятники. Солнышкин выступил против решения партии о судь­бе Новочеркасского храма - второго по величине в России из уцелевших при коммунистах. Дворец Алфераки в Таганроге был обезображен при совет­ской власти. Через Москву архитектур­ная мастерская добилась разрешения снести здание и полностью восставить его в первозданном виде, вплоть до внутреннего интерьера. Это довольно редкий случай, потому что обычно со­храняют только фасад.

Но больше всего, наверное, Солнышкин может гордиться тем, что в 80-х го­дах ему удалось снести памятник Ле­нину в Новочеркасске, стоявший напро­тив памятника Подтелкову. Архитектор доказал, что памятник непропорци­онален пространству пло­щади перед техникумом (какова формулировка?). Тогда привезли другой па­мятник вождю - из крас­ного монолитного гранита. Когда открыли ящик, в ко­тором прибыл Ленин, Солнышкин чуть не упал в об­морок: руки Владимира Ильича были вытянуты по швам, он лежал как в гро­бу. Создавалось впечат­ление, что монумент строили под ящик. Ар­хитектор писал во все идеологические комис­сии о том, что исходя из художественных со­ображений такое урод­ство нельзя ставить на улице, и добился своего.

По проекту «Облжилпроекта» в Театре юного зрителя соби­рались заменить деревянные перекры­тия на железобетонные, снести все бал­коны и ложи и облицевать мрамором. «Не превращайте ТЮЗ в самый большой городской сортир, обшитый мрамором», - умолял Солнышкин. Реставрацию театра проводили по его проекту. Что получи­лось, ростовчане могут судить сами.

Много обновлённых зданий на сче­ту архитектурно-реставрационной мас­терской, всех и не упомнишь. В насто­ящее время мастерская Солнышкина занимается реставрацией театра Горь­кого, пытается довести до ума памят­ник Платову и пр. Будем надеяться, что огромное желание архитектора Сол­нышкина видеть свой город красивым объединит его с властями.

24 апреля 2002г. РО.

«С КОЛОКОЛЬНИ УЖЕ СЫПЛЕТСЯ ШТУКАТУРКА!»

О ТОМ, КАК У НАС В РОСТОВЕ РЕСТАВРИРУЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

33С каждым годом все больше внимания в Ростовской области да и во всей России, уделяется вопросам сохранения памятников старина. На их восстановление выделяются значительные средства. В Ростове, особенно в центральной его части, в течение последних пяти-шести лет отрестав­рированы фасады многих старых домов. Восстановлены колокольня кафедрального собора и Преполовенский храм в Железнодорожном районе. И все же… «РЕСТАВРАЦИИ КАК ТАКОВОЙ У НАС В РОСТОВЕ НЕТ», - категорически заявляет Ю.Н, Солнышкин - руководитель мастерской ин­ститута Спецпроектреставрзция».

Странно было слышать та­кие слова из уст человека, ко­торый на протяжении целого ряда лет делал проекты вос­становления объектов - исто­рических и архитектурных па­мятников.

На счету специалистов, ра­ботающих в мастерской Солнышкина, - колокольня Ростов­ского кафедрального собора, фасады здания администрации Ростова-на-Дону, торгового до­ма Яблоковых (где располагал­ся кинотеатр «Комсомолец»), доходного дома Бастрикиных (ныне здание банка) на улице Пушкинской, многих других до­мов в Ростове и Ростовской области.

Как же сегодня обстоят дела с отреставрированными объек­тами?

В Ростове ходит упорный слух, что 76-метровая коло­кольня, возведенная на фунда­менте прежней, разрушенной, уже начинает крениться. Это не так, говорит Ю.Н. Солнышкин. Основание колокольни, заложенное еще в XIXвеке, прочно держит всю конструк­цию. И хотя снизу уже подни­маются техногенные воды, зда­ние стоит надежно.

Другое дело, что с колоколь­ни сыплется штукатурка. Ме­нялись бригады строителей, и работы были проведены с не­достаточным качеством.

Частично утрачен облик Ростовского молодежного акаде­мического театра (бывший ТЮЗ). При реставрации здания были уничтожены и не воссоз­даны подпорные стены с ба­люстрадами и роскошными гранитными лестницами. Полу­чается, что разрушен весь ан­самбль площади Свободы.

Здание администрации Рос­това-на-Дону на Большой Са­довой, 47, казалось бы, отре­ставрировано безупречно. Но и здесь, с точки зрения специа­листов, не все в порядке. Цо­коль здания опоясан стенкой из черного камня-лабрадорита. Она появилась здесь в 70-х годах, и многие архитекторы ее называют «траурной лен­той», считая, что она портит внешний вид. Но убрать «тра­урную ленту» не удалось даже тогда, когда здание подверг­лось капитальной реставрации (в канун 250-летия Ростова).

Подобных замечаний набе­рется достаточно много в от­ношении других объектов, вос­становленных за последние годы.

Во-первых, реставрация про­водится не в полном объеме. Во-вторых, перед началом ра­бот практически нет научно-ис­торического обоснования. И сами работы зачастую прово­дятся   некачественно.

Главная причина низкого качества проектов, утвержда­ет   Ю.Н. Солнышкин,   -   это практика введения тендеров на проектную документацию. Заказ достается той орга­низации, которая подрядится выполнять работу за мень­шую сумму. И, соответствен­но, обойдется без научно-исследовательских изысканий, удорожающих смету...

Но что бы ни задумывали проектировщики, осуществлять их замыслы могут только уме­лые рабочие руки. А с их об­ладателями в Ростове тоже на­пряженка. Спрос на квалифи­цированных строителей сейчас велик, а восстанавливать па­мятник должны не просто ра­бочие, а те, что имеют квали­фикацию реставратора!

Во всей Ростовской области сегодня не более пяти специ­ализированных строительных бригад. Это приблизительно 120 человек. Их средний воз­раст - 48 лет. Квалификацию реставратора из них имеют только 30. Настоящих масте­ров можно назвать наперечет: штукатуры С.С. Стацун, И.Ф. Ку­лага, В.Ф. Головатенко, кро­вельщик В.Г. Балтунов, лепщик В.А. Кожедуб...

Старшее поколение отходит от активной деятельности, молодой смены нет: работа тяжелая, грязная, на первых порах малооплачиваемая.

В Ростовской области не производятся материалы, необходимые для ремонтно-реставрационных работ, - и это тоже большая проблема. Крупнозернистый песок, гашеная известь доставляются из Краснодарского края, пригодный для реставрации гипс - из Самары, кирпич - из Сальска (реставрационного нет вообще). Керамическую плитку для полов, фасадов, а также элементы чугунного декора неберется изготавливать ни один местный завод, а специализированных мастерских этого профиля не существует. Гранитная и мраморная крошка тоже доставляется из других регионов. Нет и мастерских где пилили бы белый камен и ракушечник...

И вообще, государству еще предстоит упорядочить очень многие вопросы в области реставрации и восстановлена памятников.

Словно драгоценные жемчужины, рассыпаны по огромной территории Ростовской области многочисленные па мятники истории и культуры. Есть они и в нашем городе. Сохранить их  и донести до  потомков вот наша  задача

На снимке:  Ю.Н.  Солнышкин — руководитель реставрационной проектной мастерской.
26 апреля 2004г., ВР.
.