rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Russian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Солнышкин Ю.Н.

Содержание материала

КАК СОЛНЫШКИН С ЛЕНИНЫМ БОРОЛСЯ

2221 год существует в нашем городе мастерская проектного института «Спецпроектреставрация». Благодаря архитектурно-реставрационной мастерской были сохранены в надлежащем виде многие исторические здания и памятники. Сре­ди них - уникальное здание городской администрации, кинотеатр «Комсомолец» и многие-многие другие. Ровно 20 лет мастерской бессменно руководит ар­хитектор Юрий Солнышкин, недавно он отмечал свой творческий юбилей.

Не думал когда-то студент Юрий Солнышкин, по указу сверху закрывая лепнину и фасады старых зданий, что годы спустя сам же и будет реставриро­вать и открывать их обратно. 10 лет он работал над созданием проекта ох­ранных зон - документа, способного защитить исторические и культурные па­мятники от застройки или разрушения. А таких мест - представляющих собой огромную ценность, но загаженных - в Ростове множество. К примеру, Змиевская балка - место самого массового расстрела евреев в Советском Союзе. Более 20 тысяч человек полегло там во время немецкой оккупации и еще неиз­вестно сколько расстреляно органами НКВД. Сейчас Змиевская балка получа­ет статус памятника федерального зна­чения и в то же время является свалкой. Хорошо ещё, что в ней не успели построить дома, прямо на костях. В бу­дущем там планируется открыть парк памяти. Но когда наступит это будущее, никто не знает.

Юрий Николаевич болеет за свое дело, он не может спокойно наблюдать за варварским надругательством над па­мятниками старины. Сейчас самой большой его головной болью являет­ся катастрофическое положение дома Максимова (угол Семашко и Станис­лавского) - первого каменного здания города Ростова-на-Дону. В этом доме работал первый мэр Ростова, легендар­ный городской голова Андрей Байков, заседала Дума, находился магистрат. На первом этаже (впрочем, как и сейчас) шла бойкая торговля. В своё время там держал лавку отец Чехова. Солнышкин делал проект охраны дома Максимова – строительные работы там не должны вестись. Но в настоящее время уникаль­ное здание по внешнему периметру об­шито железобетонной коробкой, дом ока­зался внутри нее. Дело в том, что в 1994 году, впервые с 1917 года, была выкуплена земля под домом. Потом че­рез суд здание лишили исторической ценности. Вся интеллигенция Дона протестовала против этого решения, писала письма губернатору, но безобразие про­должается до сих пор.

«Всю жизнь я не пользуюсь автори­тетом у властей, - жалуется Юрий Ни­колаевич, - постоянно с нею в конфлик­те». Ещё бы, когда партийная верхушка рьяно уничтожала церкви, Солнышкин их восстанавливал. И дело не в идеологи­ческих противоречиях, на которые сей­час модно ссылаться, он просто отстаи­вал культурные памятники. Солнышкин выступил против решения партии о судь­бе Новочеркасского храма - второго по величине в России из уцелевших при коммунистах. Дворец Алфераки в Таганроге был обезображен при совет­ской власти. Через Москву архитектур­ная мастерская добилась разрешения снести здание и полностью восставить его в первозданном виде, вплоть до внутреннего интерьера. Это довольно редкий случай, потому что обычно со­храняют только фасад.

Но больше всего, наверное, Солнышкин может гордиться тем, что в 80-х го­дах ему удалось снести памятник Ле­нину в Новочеркасске, стоявший напро­тив памятника Подтелкову. Архитектор доказал, что памятник непропорци­онален пространству пло­щади перед техникумом (какова формулировка?). Тогда привезли другой па­мятник вождю - из крас­ного монолитного гранита. Когда открыли ящик, в ко­тором прибыл Ленин, Солнышкин чуть не упал в об­морок: руки Владимира Ильича были вытянуты по швам, он лежал как в гро­бу. Создавалось впечат­ление, что монумент строили под ящик. Ар­хитектор писал во все идеологические комис­сии о том, что исходя из художественных со­ображений такое урод­ство нельзя ставить на улице, и добился своего.

По проекту «Облжилпроекта» в Театре юного зрителя соби­рались заменить деревянные перекры­тия на железобетонные, снести все бал­коны и ложи и облицевать мрамором. «Не превращайте ТЮЗ в самый большой городской сортир, обшитый мрамором», - умолял Солнышкин. Реставрацию театра проводили по его проекту. Что получи­лось, ростовчане могут судить сами.

Много обновлённых зданий на сче­ту архитектурно-реставрационной мас­терской, всех и не упомнишь. В насто­ящее время мастерская Солнышкина занимается реставрацией театра Горь­кого, пытается довести до ума памят­ник Платову и пр. Будем надеяться, что огромное желание архитектора Сол­нышкина видеть свой город красивым объединит его с властями.

24 апреля 2002г. РО.
.