КАК СОЛНЫШКИН С ЛЕНИНЫМ БОРОЛСЯ
21 год существует в нашем городе мастерская проектного института «Спецпроектреставрация». Благодаря архитектурно-реставрационной мастерской были сохранены в надлежащем виде многие исторические здания и памятники. Среди них - уникальное здание городской администрации, кинотеатр «Комсомолец» и многие-многие другие. Ровно 20 лет мастерской бессменно руководит архитектор Юрий Солнышкин, недавно он отмечал свой творческий юбилей.
Не думал когда-то студент Юрий Солнышкин, по указу сверху закрывая лепнину и фасады старых зданий, что годы спустя сам же и будет реставрировать и открывать их обратно. 10 лет он работал над созданием проекта охранных зон - документа, способного защитить исторические и культурные памятники от застройки или разрушения. А таких мест - представляющих собой огромную ценность, но загаженных - в Ростове множество. К примеру, Змиевская балка - место самого массового расстрела евреев в Советском Союзе. Более 20 тысяч человек полегло там во время немецкой оккупации и еще неизвестно сколько расстреляно органами НКВД. Сейчас Змиевская балка получает статус памятника федерального значения и в то же время является свалкой. Хорошо ещё, что в ней не успели построить дома, прямо на костях. В будущем там планируется открыть парк памяти. Но когда наступит это будущее, никто не знает.
Юрий Николаевич болеет за свое дело, он не может спокойно наблюдать за варварским надругательством над памятниками старины. Сейчас самой большой его головной болью является катастрофическое положение дома Максимова (угол Семашко и Станиславского) - первого каменного здания города Ростова-на-Дону. В этом доме работал первый мэр Ростова, легендарный городской голова Андрей Байков, заседала Дума, находился магистрат. На первом этаже (впрочем, как и сейчас) шла бойкая торговля. В своё время там держал лавку отец Чехова. Солнышкин делал проект охраны дома Максимова – строительные работы там не должны вестись. Но в настоящее время уникальное здание по внешнему периметру обшито железобетонной коробкой, дом оказался внутри нее. Дело в том, что в 1994 году, впервые с 1917 года, была выкуплена земля под домом. Потом через суд здание лишили исторической ценности. Вся интеллигенция Дона протестовала против этого решения, писала письма губернатору, но безобразие продолжается до сих пор.
«Всю жизнь я не пользуюсь авторитетом у властей, - жалуется Юрий Николаевич, - постоянно с нею в конфликте». Ещё бы, когда партийная верхушка рьяно уничтожала церкви, Солнышкин их восстанавливал. И дело не в идеологических противоречиях, на которые сейчас модно ссылаться, он просто отстаивал культурные памятники. Солнышкин выступил против решения партии о судьбе Новочеркасского храма - второго по величине в России из уцелевших при коммунистах. Дворец Алфераки в Таганроге был обезображен при советской власти. Через Москву архитектурная мастерская добилась разрешения снести здание и полностью восставить его в первозданном виде, вплоть до внутреннего интерьера. Это довольно редкий случай, потому что обычно сохраняют только фасад.
Но больше всего, наверное, Солнышкин может гордиться тем, что в 80-х годах ему удалось снести памятник Ленину в Новочеркасске, стоявший напротив памятника Подтелкову. Архитектор доказал, что памятник непропорционален пространству площади перед техникумом (какова формулировка?). Тогда привезли другой памятник вождю - из красного монолитного гранита. Когда открыли ящик, в котором прибыл Ленин, Солнышкин чуть не упал в обморок: руки Владимира Ильича были вытянуты по швам, он лежал как в гробу. Создавалось впечатление, что монумент строили под ящик. Архитектор писал во все идеологические комиссии о том, что исходя из художественных соображений такое уродство нельзя ставить на улице, и добился своего.
По проекту «Облжилпроекта» в Театре юного зрителя собирались заменить деревянные перекрытия на железобетонные, снести все балконы и ложи и облицевать мрамором. «Не превращайте ТЮЗ в самый большой городской сортир, обшитый мрамором», - умолял Солнышкин. Реставрацию театра проводили по его проекту. Что получилось, ростовчане могут судить сами.
Много обновлённых зданий на счету архитектурно-реставрационной мастерской, всех и не упомнишь. В настоящее время мастерская Солнышкина занимается реставрацией театра Горького, пытается довести до ума памятник Платову и пр. Будем надеяться, что огромное желание архитектора Солнышкина видеть свой город красивым объединит его с властями.
24 апреля 2002г. РО.
|