rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Золото запорожцев

                  ЗОЛОТО ЗАПОРОЖЦЕВ, РОСТОВСКИЙ СЛЕД

      01Со времен царя Петра I Запорожская Сечь была обречена на принудительный роспуск. Крепчая, Российская империя не могла бесконечно долго терпеть в своих пределах вольную республику. Сознавая это, казаки исподволь готовились к исходу в «чужие пределы». Особо тщательно продумывалась судьба сечевой казны, её берегли «пуще глазу» в местах, известных лишь самым приближённым к атаманской власти. В особой священной клятве посвящённые берегли великую сечевую тайну. Общий план на перспективу вызрел давно и в идеале был обустройством в любой стране Востока, Америки или Австралии, где предполагалось выкупить кусок территории и вдали от родного Днепра возродиться привычной вольницей. Золотой запас, добытый за столетия походов и грабежей, предназначался для небедного существования на новом месте.

    День «Х» пришёлся на июнь 1775 года, когда, подавив пугачёвский бунт, Екатерина II приступила к непосредственной ликвидации днепровского очага потенциального бунтарства. Разгром Сечи осуществился стремительным войсковым маршем и неожиданным захватом. Безжалостно и в короткий срок всё население Сечи было истреблено. Большая часть уцелевших ушла в Турцию. Особой команде, приданной полевым войскам, предписано было отыскать и изъять казну запорожцев. О составе золотого запаса и месте его нахождения сведения были самые противоречивые, поэтому имперская сторона укрепила сторожевые посты на юге, выстроив сплошную заградительную линию на всех подступах к Чёрному морю.

        У запорожцев была заготовлена спасительная хитрость. В путь были снаряжены два обоза, две команды, и пошли они двумя разными направлениями. Первый обоз пошёл на юг, в заведомую западню. В составе обоза были запряжённые волами три фуры, гружённые тридцатью осмолёнными дубовыми бочонками с песком и камнем. Предполагаемое развитие событий оправдалось: обоз был схвачен, весь груз без вскрытия опечатан и под усиленной охраной направлен в столицу империи. Так было выиграно немалое время для тайного прохода истинного золотого обоза по второму, главному, направлению – через Дон на Каспий, а далее в Персию. Тут, кроме всего прочего, была надежда на донских собратьев: думалось, пропустят, не выдадут. Обоз из трёх фур с тридцатью двухпудовыми осмолёнными бочонками содержал золото в монетах, изделиях и драгоценные камни. Обоз сопровождала команда особо доверенных молодых казаков. Шли ночью, а днём укрывались в оврагах и зарослях, высылая вперёд разведку. На границах земель донских казаков, что в те годы шла на север от устья реки Темерник, движение остановилось.

   02Расчёт на помощь донцов не оправдывался, подходы к Дону стерегли конные дозоры. Они отлавливали разбегавшихся сечевых казаков и услужливо сдавали их на расправу имперским воинским начальникам. Обозу пришлось затаиться и ждать, пока иссякнет верноподданнический энтузиазм донских собратьев. Надвигалась зима. К весне большая часть обозников или умерла от холода и голода, или была отловлена. Тут ко времени открылся обман с первым обозом, и власти с особым пристрастием пытали запорожцев, попадавшихся им в донских степях. Но ни пытки, ни изощрённые казни не смогли вырвать тайну заветного обоза – он исчез бесследно. Предположили, что оставшиеся в живых обозники припрятали ценный груз в надёжном месте, в дремучем лесном массиве поймы Темерника, а сами налегке ушли в Тамань к казакам-некрасовцам с надеждой вернуться, когда суета уляжется. Неизвестно, дошёл ли кто, но через год и некрасовцы подверглись разгрому, а уцелевшие бежали в туретчину.

     Так и осталась тайной судьба несметных сокровищ. Она обросла легендами и преданиями для нескольких поколений кладоискателей. И немало было таких, кто посвящал поиску всю свою жизнь. Подогревало интерес искать то, что объём и состав золота и ценностей были настолько значительными и уникальными, что за пределами России они где-нибудь непременно объявились бы. Но казачья казна не объявилась, исчезла именно на подходах к Темернику. Слухи о неожиданных находках, наводящих на след, дразнили донскую общественность весь ХIХ век. В предместьях Ростова по берегам балок и обрывистых песчаников часто находили пещеры с путанными проходами, а в них – древние предметы. И хотя вещи оказывались не запорожского происхождения, бытовала уверенность, что искать надо именно в таких укрывищах. В начале ХХ века образовалась даже акционерная компания по поиску золота запорожцев. К этому времени в балке Сухой Чалтырь, что на выезде из Ростова, нашли останки нескольких волов с упряжью и иными признаками запорожского захоронения, и поиски на много лет сосредоточились в этом районе. Ближе к 1917 году акционерное общество приобрело любопытный документ, слух о существовании которого столетие до того будоражил умы кладоискателей. Но воспользоваться этой наводящей на след картой не смогли, поскольку наступившие времена вымели всяких акционеров в дальнюю эмиграцию или, того хуже, из жизни.

 03Этот старинный пергамент с водяными гербовыми знаками размером с тетрадный лист имеет интригующую историю. Такова легенда. В первый год переселения на Дон выходцев из Крыма к ним прибился молодой казак по имени Симон. Он был умельцем-строителем и отличался необыкновенной набожностью. Ему переселенцы доверяли выбирать места под закладку церквей. Он же возглавлял бригады строителей. В 1783 году переселенцы решили построить невдалеке от Нахичевани армянский монастырь Сурб-Хач, подобный тому, что много столетий существовал в Крыму. Симон проявил в том необыкновенную активность, указал место на высоком берегу одного из рукавов Темерника. Затем много лет обустраивал монастырь и его храм, дошедший до нас в виде архитектурного шедевра XVIII века. Там и остался жить на правах рядового монаха. Через 50 лет настоятелем монастыря стал известный просветитель и поэт Арутюн Аламдарян. Он сблизился с состарившимся Симоном и из доверительных бесед узнал о некой великой тайне, терзавшей старика, мучительно сознающего нелепость предстоящего ухода из жизни вместе с клятвой о некоем несметном богатстве. Условились, что перед смертью старик откроется. Однако его уход из жизни случился не в святой обители и без исповеди. Однажды вместе с другими монахами он отправился санным путём за топливом вверх по Дону – в угольные края. На обратном пути пережидали пургу в какой-то балке. Тут на них напала стая волков. Истекающего кровью старика отбили, но до монастыря живым не довезли. Обмывая тело, обнаружили на спине татуировку в виде женской головы и трезубец – символику запорожцев. Поняли, что это карта, и скопировали.

       Слух о кончине старого казака-монаха, о татуировке, его тайне, карте удержать в стенах монастыря не удалось. По всей округе зачастил бродить всякий народ в поисках спрятанных богатств. В осеннюю ночь 1834 года явилась в монастырь банда. Монахов связали и пытали, Аламдаряна смертельно ранили. Грабители проникли в подвал храма –  искали выходы в тайные пещеры. Однако из города подоспела спасительная помощь, и бандиты бежали. Следствие по делу длилось долго, злодеев не нашли, но впредь подвал посчитали необходимым завалить землёй. Карта следствию ничем не помогла, и её оставили в монастырских бумагах…

     В 1942 году вместе с немцами в Ростов вошли и румынские части. В один из летних дней трое румын были задержаны немецким патрулём в районе Сурб-Хача за странным занятием: миноискателями они обшаривали окрестности. У них изъяли старинную бумагу с рисунком, напоминающим очертания женской головы. Румын доставили в комендатуру Нахичевани. Немцев позабавила история о сокровищах, и они снисходительно могли бы отпустить кладоискателей. Но миноискатели оказались украденными с воинского склада, и это решило судьбу румын: за воровство немцы карали беспощадно – румын тут же, во дворе комендатуры, расстреляли. Заведённое по факту дело вместе с изъятыми документами направили румынскому командованию. С известной педантичностью, передачу бумаг провели через гражданскую администрацию по месту происшествия. В нахичеванской управе в то время архивом ведал известный донской краевед и адвокат Х. А. Поркшеян. Он знал историю поисков клада и ранее слышал о карте. Тех нескольких минут, пока в его руках были бумаги несчастных румын, ему хватило, чтобы изъять из подшивки подлинник, а взамен вставить подделку.

       Так загадочный набросок женской головы на старинной гербовой бумаге дошёл до наших дней. Разгадку много раз пытались решить любители и специалисты. При всех условиях направление поисков связывается с монастырём Сурб-Хач. В его округе и после восстановления подвального помещения храма видится реальная возможность раскрыть тайну более чем двухвековой давности. Кстати, восстановление подвального помещения предусматривалось и проектом мемориала: подземная галерея от храма вела к зданию музея. Проект, к сожалению, остался неисполненным.

Публикуя карту, приводим один из вариантов её прочтения:

      – трезубец – указание на принцип масштабирования применительно к местности, при этом основной наводящий элемент: отрезок линии «топор – копье» /»Т – К»/, «серьга» – крепость Св. Дмитрия;

    – отрезок «топор – копьё» применительно к местности – береговая линия Дона между речками Темерник и Кизитеринка, с поправками на отклонение устьев за более чем два века;

       – учитывая указания трезубца, если из центра отрезка «Т – К» построить перпендикуляр и отложить на нём длину, равную «Т – К», получаем вершину условного равнобедренного треугольника, где в основании «Т – К»;

      – построив такой треугольник на карте нынешнего Ростова, найдем, что его северная вершинная точка – храм Сурб-Хач.

    Напомним, что до основания монастыря в 1783 году здесь были пустынные крутые обрывы над зарослями пойменного леса.

11 марта 2003г., «Ростов Официальный».

Золото запорожских казаков спрятано в Ростове

А искать его надо в районе монастыря Сурб-Хач, считает донской краевед Эдуард Чинчян.

Тайна сокровищ Запорожской Сечи уже более двух веков будоражит умы людей. Из-за казачьего золота льется кровь, сходят с ума люди - в романе писателя Юрия Домбровского "Факультет забытых вещей" есть персонаж, буквально "поехавший" на почве поисков сечинских сокровищ. Вот куда приводит мечта!

Подозревали краснодарские краеведы в кладоискательстве и знаменитого норвежца Тура Хейердала. Мол, подлинной целью его визита на Дон был сбор развединформации о возможном месте нахождения запорожского клада - краснодарцы считают, что искать его надо на Кубани. А поиски донских корней викингов - это так, для отвода глаз...

Грузите золото бочками

...Все началось в конце XVIII века. Подавив пугачевский бунт, Екатерина Вторая приступила к ликвидации днепровского очага потенциального бунтарства - Запорожской Сечи. В июне 1775 года царские войска стремительно ворвались в казачью столицу и безжалостно расправились с ее населением. Уцелевшая часть казаков ушла в Турцию. Но предварительно они создали специальный отряд, в задачу которого входило схоронить казну. Царское правительство охотилось за сокровищами - ведь о богатстве запорожской казны ходили легенды. С целью предотвращения "утечки" золота за рубеж Екатерина укрепила сторожевые посты на юге, выстроив сплошную заградительную линию на всех подступах к Черному морю.

Чтобы ввести в заблуждение царицу, запорожцы снарядили два обоза, которые пошли разными путями. Первый - "ложный" - пошел на юг, в заведомую западню. В него входили три повозки, груженные тридцатью смолеными бочками с песком и камнями. Царский дозор задержал эти "сокровища", опечатал и без всякого вскрытия под усиленной охраной отправил в столицу империи.

В это время второй обоз, везущий настоящие богатства, направился через Дон на Каспий для дальнейшей переправки его в Персию. В него входили три подводы с тридцатью двухпудовыми бочками, в которых были спрятаны золото в монетах, драгоценные камни и старинные произведения искусства. Сопровождала ценный груз команда тщательно проверенных молодых казаков.

Шли ночью, а днем укрывались в оврагах и зарослях, высылая вперед разведку. На границе с землями донских казаков, к северу от устья реки Темерник, движение остановилось.

Расчет на помощь донских собратьев не оправдался. Обозу пришлось затаиться и ждать. Началась зима. Большая часть казаков умерла от голода и холода. Остальные ушли на Тамань. А казна Сечи бесследно исчезла.

Поговаривали что, уходя с Дона, оставшиеся в живых беглецы спрятали сокровища на берегах Темерника.

Тайна монаха Симона

- В 1783 году переселившиеся из Крыма на Дон армяне решили построить невдалеке от Нахичевани монастырь - точную копия некогда существовавшей крымской обители, рассказывает донской краевед Эдуард Чинчян.- Строительство монастыря они поручили пришлому казаку по имени Симон. Будучи настоящим умельцем-строителем, чужеземец отличался необыкновенной набожностью и настолько вошел в доверие к донским переселенцам, что именно ему поручили выбрать место под монастырь. Казак указал на живописный холм, расположенный на высоком берегу одного из рукавов Темерника.

После окончания строительства Симон выразил желание стать монахом и навсегда остаться в Сурб-Хаче. Верой и правдой бывший казак прослужил обители более пятидесяти лет. Незадолго до своей кончины он открыл душу настоятелю монастыря и сообщил, что хранит некую тайну, которую расскажет только перед самой смертью.

К несчастью, исповедаться Симону не удалось. Монаха постигла нелепая и страшная смерть - его загрызли волки.

По словам Чинчяна, так бы и унес монах свою тайну в могилу, если бы при омовении тела на спине усопшего не заметили загадочную татуировку, напоминавшую карту. Татуировка изображала женскую головку и трезубец - символы запорожцев. Внизу головы был выведен топор, а справа - копье.

Карту скопировали, но ее существование было решено держать в тайне. Однако "молчаливым" монахам это оказалось не под силу: слух о загадочной находке вмиг распространился по всей округе. Словно одержимые, люди бросились на поиски запорожского клада, но все усилия кладоискателей были тщетны. Вместе с телом Симона тайна запорожских сокровищ так и осталась похороненной в стенах древнего монастыря.

...Осенью 1834 года в монастырь Сурб-Хач ночью ворвалась банда грабителей. Они связали монахов и жестоко пытали, требуя выдать тайну местонахождения сокровищ. Преступники проникли в подвал храма, пытаясь найти выходы в тайные пещеры. К счастью, из города подоспела помощь, и бандиты бежали. Но настоятель монастыря, армянский просветитель Аламдарьян, был смертельно ранен.

Кладоискатели из Румынии

Прошло много лет и таинственная карта вновь объявилась на Донской земле. На этот раз ее привезли румыны, оккупировавшие Ростов в годы Великой Отечественной войны. Попала она к ним, по-видимому, случайно. До революции старинным рисунком владело акционерное общество донских кладоискателей. События семнадцатого года заставили многих покинуть Россию. А вместе с беглецами "эмигрировала" и карта.

Но румынам "не повезло" - для поиска сокровищ они украли у немцев миноискатель. Воры были разоблачены и расстреляны. Старинная карта вместе с другими изъятыми у воров документами попала в немецкую комендатуру, где тогда работал Хачарес Поркшеян - известный в городе краевед, историк, литератор. Хачарес сразу понял, что это за документ, и скопировал карту. Подлинник забрал себе, а копию вложил в документы.

- Перед смертью в 1995 году Поркшеян передал карту мне, - говорит Эдуард Чинчян. - Я давно занимаюсь этим вопросом и убежден, что сокровища Запорожской Сечи спрятаны в Донской земле. Где точно - вопрос сложный. Но, думаю, где-то в районе монастыря Сурб-Хач. Но существуют и другие версии старинного захоронения. Долгое время сокровища искали неподалеку от Ростова, в устье реки Мокрый Чалтырь. Вдоль и поперек изрыли два огромных кургана, но так ничего и не нашли.

Вспомнили и о таинственных подземельях Аксайской таможенной заставы. Что скрывают здешние ходы, лазы, пещеры? Уж не в глубине ли старинных казематов спрятали казаки свои сокровища?

- Думаю, что это маловероятно, - считает Чинчян.- Чтобы пробраться к Аксайской заставе, казакам нужно было миновать крупные войсковые кордоны царской армии - главного врага запорожцев. Идти в обход было не с руки - упрешься в многочисленные поселения донских казаков. Хотя, конечно, чем черт не шутит?

     "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 19(283) от 12-05-2004

Зонтик на ножке

ОЧЕНЬ ДРЕВНЯЯ ЗАГАДКА

     55Как это ни удивительно, но каждый из нас хоть несколько раз имел дело с самыми крупными организмами нашей планеты. Посещение цирка или зоопарка, где показывают слона, – не в счет. Воспоминания о китовой колбасе – тоже не ключ к разгадке. Потому что самые большие организмы нашей планеты это – …грибы.

     Нет, речь не о том, что какой-то «зонтик на ножке» вымахал до фантастических размеров и попал в книгу рекордов. «Зонтик на ножке» – это только так называемое плодовое тело. Сама же грибница, мицелий, находится в почве и порой весит более 10 тысяч тонн!

     Самые крупные организмы планеты – и одни из самых таинственных. Много тут еще чего учеными не изучено и не прояснено. А для посетителей областного краеведческого музея, которые приходят в зал донской природы и останавливаются у грибной витрины, самый главный вопрос:

      – Есть в наших краях съедобные грибы или – нет?

      Этикетки на витрине свидетельствуют, что есть.

    – У нас в области съедобных грибов столько, сколько во всей Европе, – более 120 видов, – утверждает кандидат биологических наук, доцент Ростовского госуниверситета Виктор Русанов.

    А вот настоящих знатоков, «грибных людей», – раз, два – и обчелся. Да и грибы – организмы такие ведь загадочные…

    КАЗАЧИЙ БЕЛЫЙ ГРИБ

   Многие убеждены, что гриб с красивым названием шампиньон растет только в Западной Европе. Однако, по сведениям Виктора РУСАНОВА, в Ростовской области можно найти шампиньоны 27 видов. Другое дело, что казаки часто шампиньон называют белым грибом. И не просто называют, а пребывают в уверенности, что это и есть белый гриб.

  Но эта путаница – неопасная. Хуже то, что можно набрести на другой шампиньон, который доставит много неприятностей. Правда, это коварное существо легко изобличить: если дотронуться до такого гриба, то через 2-3 минуты на нем проступит желтое пятно и появится запах карболки.

   Смертельной опасностью этот шампиньон не грозит, но дежурство рядом с унитазом позарившемуся на него обеспечено.

     …А вот в Штатах произрастает, наверно, самый удивительный шампиньон. В нем почему-то золота накапливается в 130 раз больше, чем в окружающей его почве. В общем, это все равно не очень много… Однако оптимисты и энтузиасты есть всюду, - так что способ добычи золота из этого шампиньона уже запатентован. И, может, не один этот шампиньон такой завидный накопитель? Может, человечество ожидает теперь уже грибная золотая лихорадка?

     НЕ ДЛЯ СУПА, А ДЛЯ ИКЕБАНЫ

    После рассказа о грибах, прозвучавшего в музейном зале донской природы, у меня сложилось впечатление, что, в общем-то, Виктор Русанов – за грибной туризм в наших краях. Но как сочетать эту идею с его же страшными грибными историями, предостережениями санврачей, которые мы слышим каждой осенью?

    - Давайте посмотрим на европейский опыт, - сказал Русанов в ответ на мой вопрос. – В Германии, к примеру, выпускают специальные детские карты: на одной их стороне – изображение гриба, на другой – его характеристика. Есть несколько игр, закрепляющих эти знания.

    Но как бы хорошо вы ни усвоили эти знания, вас оштрафуют, если застанут в лесу за сбором грибов без специальной лицензии. А чтобы ее получить, надо пройти обязательные специальные курсы грибников и успешно сдать экзамены.

Без такой лицензии штраф вы заплатите даже в том случае, если грибы собираете только для себя. Потому что создаете угрозу собственной жизни. А покушение на собственную жизнь – это тоже преступление.

    Но в Европе и, особенно, в США грибы часто собирают не для того, чтобы съесть. Во-первых, увлекает сам процесс. А во-вторых, люди делают из грибов художественные композиции. То есть собирают грибы не ради гастрономического, а ради эстетического удовольствия.

     НЕПРИДУМАННЫЕ СТРАШИЛКИ

     …Шел человек по лесу, видит – гриб растет. Взял сорвал. Покрутил в руках, присмотрелся: бледная поганка!

     Выбросил злодейку, а руки не вытер. Вскоре присел на пенек, достал что-то перекусить и – отравился.

     Другой и не ел ничего, а только вот также сорвал поганку, не вытер руки, а потом сигарету решил выкурить… Исход – тот же.

   Подобных случаев грибного коварства (или – людского легкомыслия и невежества?) Виктор Русанов знает множество. Ведь ему часто приходится выполнять скорбную миссию: выступать экспертом по делам, связанным с отравлениями, где главный подозреваемый – гриб. Кстати, без жертв не обходится ни один грибной сезон.

     Бледная поганка – из тех грибов, на которые с опаской смотрели еще наши бабушки, прабабушки и дальше в глубь веков. А вот синеножки оказались под подозрением только в последние годы.

      – За последние несколько лет, – поясняет Виктор Русанов, – и в Европе, и у нас было несколько случаев отравлений синеножками со смертельным исходом.

    То ли люди пренебрегли какими-то нормами санитарии? То ли в этих грибах какая-то пагуба для человеческого организма может накапливаться?

     Кстати! Не прельщайтесь грибами старыми или попорченными червями. Легко отравиться и вполне съедобными грибами, если, к примеру, набрать их, а потом еще бродить и бродить по лесу. Это все равно, что заставить мясо долго лежать без холодильника.

    Кроме того, есть условно съедобные грибы: в них содержатся вредные для нашего организма вещества, которые разрушаются только при кипячении. Так что варить из таких супчик опасно: ведь первую, а то и вторую воду, в которой они кипели, надо обязательно слить.

  И вот еще что: порой человек, понимающий в грибах, собирает их, как ему кажется, вдалеке от крупных промышленных объектов в полной уверенности, что это экологически чистые места. Но «далеко» – понятие относительное. Накануне на крупном объекте мог произойти выброс в атмосферу вредных веществ… А может, и не было никакого выброса, но где-то неподалеку выход природного газа радона… Так сказать, природная радиоактивность. Тоже угроза человеческому организму.

   Эта трагическая ошибка исключается при централизованном сборе грибов, или, точнее, централизованной последующей их проверке. Если, конечно, проверка – честная и качественная.

       ГАСТРИТ? НЕ РИСКУЙТЕ

       - Почему-то многие считают, что грибы – продукт диетический, - сказал на встрече в музее Виктор Русанов. – Это – заблуждение. В оболочках грибов содержится хитин. Это – тяжелая пища. Она подходит для людей, у которых нет проблем с желудочно-кишечным трактом. Словом, для здорового желудка. Тем, у кого гастрит, грибы если и следует употреблять, то осторожно - понемногу. При обострении этой болезни грибы противопоказаны.

      СОБАЧЬЯ РАДОСТЬ

      Это – не про ливерную колбасу и не про импортные консервы.

       - Жареные вешенки собаки любят, - заметил Виктор Русанов.

      Он говорит, что знаком с котами, которые и за сырую вешенку полжизни отдадут…

03.11.2006г., НВ.

И все-таки он жив

И всё-таки он жив

7327 марта — Международный день театра. В преддверии праздника наш обозреватель встретился с директором и режиссёром Ростовского-на-Дону Государственного академического театра драмы им. М. Горького Н.Е. Сорокиным.

— Николай Евгеньевич, как вы относитесь к уже надоевшим публичным заявлениям: «Театр болен!», «Театр умер!»?

— Театр жил, театр жив и будет жить!

— Что же это за жизнь, если театр не в состоянии окупить себя сам, существует на дотации, а актёры спасаются антрепризами?

— Мудрые политики всегда понимали, что дотации окупают себя тем воздействием, которое театр оказывает на умы и души людей. Театр как национальное достояние всегда был прерогативой двух великих стран: России и Германии. Со времён Елизаветы в России существовал Государственный императорский театр. Екатерина II тоже рассматривала театр как необходимое звено государственной политики. Сцена — это трибуна, с которой можно сказать очень многое. Наше телевидение во многом  разрушает нравственные устои общества. Ни в одной стране в этом отношении нет такого безобразия, как у нас. Театр должен и может противостоять этому.

— Томас Манн говорил: «Театр — это такое место, где толпа превращается в народ, а народ — в нацию». Можете ли вы сказать это о вашем театре?

— Да, могу! Во время войны в нашем театре шла пьеса: «Фельдмаршал Кутузов». Прямо со спектакля люди уходили на фронт. А недавно в связи с юбилеем Ростова мы поставили пьесу «Виват, Ростов!». Когда на сцене начинала звучать песня о Ростове, молодёжь вставала, некоторые зажигали свечи. Это был замечательный духовный заряд.

Я наблюдал, как на спектакле «Судьба человека» юноши и девушки, которые входили в зал совершенно расхристанными, к концу — плакали. Происходило нравственное очищение. Никакое телевидение не может заменить живое общение зрителей с актёрами.

А антреприза себя изживает. У каждого актёра  в антрепризе есть ощущение скороспелости. Антреприза не может готовиться так, как театральный спектакль.

— На стене за вашим креслом висит портрет К.С. Станиславского. Наверное, это неслучайно? Но вот режиссёр Любимов утверждает, что никакой системы Станиславского вообще нет, Виктюк говорит, что принципы его театра отрицают систему Станиславского.

— Я утверждаю, что русский театр и сейчас — это театр Станиславского, школа нравственности. Ни в одной стране от актёра не требуют, чтобы он переживал. Русский психологический театр — такого нет во всём мире. Ироническое отношение к Станиславскому — от гордыни и рассчитано на то, что многие люди не знают, что это за система. Гордыня — большой грех многих режиссёров. Но сегодня ты на вершине, а завтра — ничто.

К.: — Известно, что существуют сочетания звуков или красок, или движений, которые определённым образом действуют на психику человека. Не кажется ли вам, что Виктюк — своеобразный фокусник, умеющий пользоваться такими сочетаниями для возбуждения публики?

С.: — Виктюк — талантливый человек, для него самое главное — втянуть зрителя в действие, но, если разобраться, то на самом деле все его спектакли выстроены по всем канонам системы Станиславского. Только он многое гипертрофирует. Русская школа Станиславского признана во всём мире.

К.: — Да, Табакова ежегодно приглашают в Америку, в Бостон, где он обучает актёров работать «по Станиславскому».

А как вы, Николай Евгеньевич, относитесь к театральным новациям, к стремлениям «осовременить» классику? Ведь даже великий Гергиев дирижирует оперой, где Иван Сусанин в свитере с оленями сидит под трёхрожковой люстрой и распивает с Сабининым под звуки «Славься!». Но Темирканов, как известно, отказался дирижировать подобной постановкой, сказав, что не намерен принимать участие в этом позоре, и заплатил неустойку.

С.: — Я считаю, что такие новации не способны убить театр. Это — мода, навязанная нам извне. Это пройдёт, несмотря на то, что деньги — великая сила, с помощью которой сейчас «раскручивают» всё, что угодно.

К.: — Да, но как противостоять этому, как удержаться?

С.: — На корнях, на традиции, на возрождении в людях национального самосознания. Мы слишком долго позволяли унижать себя и свои святыни. Это недопустимо. Думаю, что великая беда сейчас объединяет нацию. Я за границей с гордостью говорю: «Я — русский» и уверен, что вернутся те времена, когда очень многие зарубежные учёные, художники, артисты, которые обретали в России вторую родину, считали за честь называть себя русскими.

К.: — Скажите, пожалуйста, Николай Евгеньевич, существует ли сейчас в театре проблема актёра? Должен ли актёр быть умным или же, как мне сказали в одном театре: «Такого в природе не существует»? Ведь говорил Товстоногов, а сейчас говорит Любимов, что актёр должен быть  «пустым сосудом», дело режиссёра — заполнить его всем необходимым.

С.: — Конечно, режиссёр в театре — главное. Актёр должен быть доверчивым и верящим, как ребёнок, режиссёру.

К.: — Николай Евгеньевич, не станете же вы отрицать, что, например, Баталов, Саввина, покойный Евстигнеев (да можно и продолжить) — умные актёры. И не противоречите ли вы себе? Ведь я на репетиции сама видела, как вы считались с мнением не то, что актёра, но даже студента. Ведь и Станиславский говорил: «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист», ещё он говорил: «Чтобы стать на пьедестал заслуженной артистической славы, кроме чисто художественных данных, надо быть идеалом человека». Для Станиславского, как я это понимаю, главное — гармония отношений между режиссёром и актёром, и вы такую гармонию мне сами продемонстрировали на репетиции с вашей режиссурой.

С.: — Да, вы правы.

К.: — А существует ли проблема публики? Ведь не секрет, что число полуобразованных и малообразованных людей в нашей стране очень возросло. А это — публика.

С.: — В Ростове очень требовательная публика. Дешёвку не принимает.

К.: — Николай Евгеньевич, мне кажется, что из-за своей любви к людям вы несколько переоцениваете нашу публику. Вы ведь сами говорили мне, что пьесы Чехова в Ростове оказываются невостребованными.

С.: — Надо учитывать, что средний зритель сейчас воспитан на клиповом мышлении. Зритель приходит не за идеалом, а за яркими всплесками таланта на сцене. Поэтому, если говорить о нравственной задаче, то решать её надо развлекая, но находить в этом меру.

К.: — Скажите, Николай Евгеньевич, наверное, существует и проблема драматургии? Можете ли вы назвать хоть одного современного драматурга в России, которого можно поставить вровень с Чеховым, Горьким?

С.: — Нет, не могу. Вопрос о современной драматургии — самый больной вопрос театра. Современные авторы видят мир в жутком свете, не верят в жизнь. Мы заказали одному драматургу спектакль по чеховским рассказам. Пока не получается.

К.: — Николай Евгеньевич, можете ли вы назвать главные принципы, которыми руководствуетесь в жизни и в театре? Как вы относитесь к десяти заповедям?

С.: — Каждый человек должен стремиться к соблюдению заповедей, но все мы грешны. Главное то, что способствует созиданию жизни, а не её разрушению.

21 марта 2007г., РО.

И в Югославии бывали

И В ЮГОСЛАВИИ БЫВАЛИ

317Государственный академический Ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски донских казаков впервые после "американской трагедии" побывал на гастролях за рубежом.

После той поездки в Америку ансамбль лишился трети своего состава: "донские казаки", отчаявшись хорошо заработать на родине, пожелали оказаться в "невозвращенцах", чтобы заработать на квартиру, машину. Художественный руководитель ансамбля народный артист России Анатолий Квасов хоть и пережил немало неприятных минут, духом, однако, не пал и попытался вдохнуть в своих "Казаков" новую жизнь, найти новых талантливых исполнителей.

Участие в международном фольклорном фестивале в Словении - свидетельство тому, что это Квасову удалось. "Донские казаки" дали 11 концертов, успели вернуться (в полном составе) в донскую столицу, чтобы поучаствовать в торжествах по случаю 65-летия нашей области и - снова в путь. На сей раз в Москву, на Всероссийский фестиваль национальных культур, который проходил при деятельном участии Людмилы Зыкиной. Там артистов было еще больше. Но "Донских казаков" и тут заметили: ансамбль получил диплом Ассоциации народов России "За большой вклад в сохранение национальной самобытной культуры и укрепление единства народов России".

27 сентября 2002г. НВ.

И снова туда, где море огней...

«И снова туда, где море огней...»

 59«Принцессой цирка» фестиваль и начался. Поклонники Имре Кальмана шли на любимую оперетту с душевным трепетом. И не разочаровались. Это было феерическое зрелище в замечательных декорациях, с персонажами, одетыми в костюмы неописуемой красоты и выразительности. Как сказал Вячеслав Кущёв, два гения с мировыми именами — художник-постановщик Эрнст Хайдебрехт и художник по костюмам Вячеслав Окунев — чудесным образом сошлись на сценической площадке ростовского музыкального (до этого ни разу нигде не работали они вместе). И создали шедевр. Звучание оркестра и хора, пластика, хореография, свет и все остальные составляющие спектакля настолько органично сплелись в единое целое, что равнодушных в зале просто не могло быть. Балет, миманс, отдельные номера (с голубями, гимнастические, танцевальные) создали посредством театральных средств именно ту атмосферу цирка, что режиссёром и задумывалась. Ни одной лишней фигуры, ни одного лишнего движения. Всё воплощено целостно, ясно и с замечательным вкусом. Некоторые зрители возроптали, не услышав исполнения ведущих арий Мистера Х в полную силу. Но им резонно заметили, что это только сдача спектакля, артист бережёт голос. Так что тем, кто попал на премьеру, повезло больше. Сюжетные изменения тоже не всеми были поняты и одобрены. Слово драматургу, автору либретто Вячеславу Вербину:

 — Считаю, что в пьесе действуют, с точки зрения современности, очень наивные персонажи с поверхностными мотивировками поступков. Зато музыка — прелестная, которую невозможно, так сказать, ничем перешибить. Поэтому у меня была задача: сочинить всё-таки какую-то историю, не утратив при этом привлекательности героев прежней. Да, история стала более авантюрной, более жёсткой, но акценты расставлены там же, где были прежде. Кроме того, пришлось переписать большое количество стихов, практически все, кроме тех, которые, по мнению режиссёра-постановщика Сусанны Цирюк, трогать нельзя ни в коем случае. Поэтому классическая ария Мистера Х, главная любовная сцена и ещё кое-какие номера остались неприкосновенными.

29 марта 2006г., РО.
.