rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Прибыла коллекция старых паровозов

 
В РОСТОВЕ, ПО СЧАСТЛИВОМУ СТЕЧЕНИЮ ОБС­ТОЯТЕЛЬСТВ, ОКАЗАЛАСЬ УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СТАРИННОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ.
ГДЕ БУДЕТ НАШ БРОНЕПОЕЗД, ЕСЛИ ЛИШИМСЯ ПОСЛЕДНИХ ПАРОВОЗОВ?
  21 «Вечерний Ростов» уже сообщал о том, что в наш город прибыла коллек­ция старых паровозов. Таких коллекций в мире немного, а в России всего две. Третья сейчас находится в Ростове, и пока никто не знает, что с ней делать.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ПАРОВОЗЫ!
   Есть люди, одержимые железной до­рогой, как есть одержимые морем или небом. Техногенная, созданная руками человека стихия не менее романтична, чем любая природная, только вот при­влекает она не противоборством чело­века с силами природы, а торжеством над ней. Романтика здесь - это точно рассчитанный график движения, это тонны металла, отлитые в стальные мыш­цы гигантского механизма, это точный расчет, безотказная техника, это сим­метрия двух железных полосок, связы­вающих пункт А с пунктом Б. Она ма­нит человека с детства - кто из маль­чишек не мечтал заполучить игрушеч­ную дорогу с моделями «совсем как на­стоящих» поездов?
   18Самая желанная игрушка - это, ко­нечно же, паровозик, который с пыхте­нием и настоящим дымом тащит куда-то красивые вагончики. Почему-то де­тям больше нравятся именно паровозы: современные тепло- и электровозы ка­кие-то обезличенные, а в дыхании пара чудится живое создание, этакий джинн, спрятанный в железный котел и движу­щий с неистовой мощью упряжку из множества вагонов.
   Но можно играть и в настоящие па­ровозы, серьезную мужскую игру. За рубежом этим увлечением одержимы ты­сячи людей, объединенных во Всемир­ное общество любителей железных до­рог, со штаб-квартирой в Лондоне. У нас Всероссийское общество любителей же­лезных дорог (ВОЛЖД) создано совсем недавно, в 1990 году, при Министерст­ве путей сообщения. Отделение этого общества создано и при Северо-Кавказской железной дороге.
   Заместитель председателя отделения ВОЛЖД Виталий Власенко и доказал нам, насколько серьезна игра в «боль­шие» паровозы. Для этого он привел корреспондентов «Вечернего Ростова» на станцию отстоя Ростовского отделения СКЖД, куда в конце июня пригнали из Тихорецка 18 самых разных паровозов и более десятка вагонов, многие из которых по-настоящему уникальны.
ПАРОВОЗЫ ПРОСЯТ ГУДКА
   19Станция отстоя находится на самом краю города, за станцией Ростов-Запад­ный. Запах разогретого солнцем степ­ного разнотравья перемешивается здесь с запахами креозота, машинного масла и массы металла. Здесь отдыхают, в ожидании своей участи, 18 паровозов, которые ростовчане собирали по всему Советскому Союзу. Собирали в надежде устроить в нашем городе Музей же­лезнодорожного транспорта.
   В России сейчас есть всего два та­ких музея. Самый «продвинутый» - это Санкт-Петербургский, на станции Шушары. В нем собраны паровозы, теплово­зы редких моделей, вагоны и другие образцы железнодорожного хозяйства.
Многие питерские паровозы действую­щие. На одном из них Борис Гребен­щиков снял свой знаменитый видеоклип «Поезд в огне».
 Второй музей, в Нижнем Новгороде, хоть и числится созданным, представ­ляет собой просто площадку, где техни­ка стареет и потихоньку разворовывает­ся на цветные металлы. В Ростове му­зея пока нет, но уже есть коллекция па­ровозов получше нижегородской. Она готова потягаться и с питерской, будь наши паровозы хоть немного поухожен­нее. Но они хотя бы стоят под охраной и с них ничего не воруют.
   Как собрались эти паровозы в Росто­ве? С бору по сосенке, с каждой доро­ги по паровозу - вплоть до Восточно­сибирской железной (один паровоз при­тянули аж из Иркутска). Благодаря при­казу министра путей сообщения наши энтузиасты из ВОЛЖД обшаривали са­мые дальние пути станций и отстойни­ков. Один паровоз даже сняли с поста­мента. В большинстве случаев началь­ники дорог и отделений отдавали паро­возы с легким сердцем - избавлялись от ненужного металлолома. Несколько паровозов пришлось приобрести, но за символическую цену.
   В коллекции, которая оказалась на территории СКЖД, есть и действующие паровозы. В 1992-1994 годах дорога ор­ганизовала несколько ретро-поездов: впрягали в состав паровоз и возили богатых иностранцев с ветерком и дым­ком в Адлер или в Минводы. Затея пользовалась успехом, пока не грянула война в Чечне. Потом паровозы и ваго­ны стояли на запасных путях на разных станциях: в Глубокой, в Батайске, Усть-Донецке, Тихорецке, пока не собрались в Ростове.
УВИДЕТЬ «ИРАКА»- И УМЕРЕТЬ!
  Паровозная техника впечатляет. Перед ней как-то невзрачно смотрятся тепло­возы, а электрички и вовсе выглядят несерьезно. Паровозы - это исполины: с колесами выше человеческого роста, с обнаженными мускулами-рычагами. Они пока застыли в немом покое, но этот покой и грозен, и трагичен.
   Мы идем вдоль железнодорожных пу­тей, и Виталий Власенко рассказывает нам о каждом образце железнодорож­ной техники. Здесь нет двух одинако­вых паровозов. Они все разные, и каж­дый интересен по-своему.
   Вот паровоз серии ФД, что означает «Феликс Дзержинский» - самый мощ­ный серийный паровоз в Советском Союзе, который выпускался с 1932-го по 1941 год на Ворошиловоградском па­ровозостроительном заводе - вплоть до того дня, пока город не оккупировали немцы. Всего было сделано около 3300 единиц таких паровозов. На нем был установлен рекорд веса поезда с оди­ночным локомотивом - 10400 тонн, ко­торый не побит до сих пор и на со­временной железнодорожной технике! У ростовчан есть даже идея предложить этот рекорд для Книги Гиннесса.
В 1941 году немцам досталось боль­ше десятка таких паровозов, которые не успели вывезти с Ворошиловоградского завода или уничтожить. Но использовать «Феликса» они так и не смогли: это тя­желый паровоз, не предназначенный для движения по временному пути (а в вой­ну шпалы восстанавливаемого пути прос­то бросались на землю). ФД был пред­назначен прежде всего для работы в депо, где требуется передвигать тяже­лые составы с небольшой скоростью. После войны несколько таких паровозов работали на СКЖД на станции Камено­ломни.
   ФД очень напоминает один из аме­риканских проектов. Его конструктор Лев Лебедянский в 1931 году посещал Со­единенные Штаты и знакомился с по­становкой паровозостроительного дела за океаном. Советское правительство тогда же закупило два американских па­ровоза. «Феликса» конструировала так называемая «шарашка» (конструкторское бюро НКВД, в котором трудились осуж­денные ученые), и он был сделан всего за сто дней. Это другой рекорд нашего паровоза, который, впрочем, сомнителен: что-то, наверное, все же «содрали» у американцев. Тем не менее рекорд веса поезда принадлежит нам, а не им. Зна­чит, поработали наши конструкторы!
Рядом стоит паровоз серии Л В - тоже детище конструктора Лебедянского, на­званное по первой букве его фамилии. Это уже чисто советская разработка. Уступает в мощности «Феликсу», но и полегче него. Потянет тысячи четыре тонн. Это грузовой паровоз средней тя­жести, выпускался сразу после войны и был предназначен для перевозки гру­зов по послевоенным, часто временным, участкам дорог. За этот паровоз кон­структор Лебедянский был удостоен Ста­линской премии. Привлекает внимание тендер типа «вандербильд», сделанный в виде цистерны. Паровозов с такими тендерами было выпущено всего сто штук.
    Серия СУ - «сормовский усиленный» - производился на Сормовском заводе. Еще дореволюционный проект конструк­тора Малаховского. Со значком «У» па­ровоз начали производить в 1925 году и выпускали вплоть до 1948 года, до заката паровозостроения, настолько удачной оказалась серия. СУ мог раз­вивать скорость до 115 километров в час и был предназначен для передви­жения легких пассажирских и пригород­ных составов, вроде сегодняшней элек­трички. Паровозы СУ ходили в свое вре­мя из Ростова на Азов и Таганрог вплоть до 1968 года. СУ - действующий, готов хоть сейчас впрячься в пассажирский состав. Активисты ВОЛЖД вынашивают планы организовать пригородный ретро-поезд к 250-летию Ростова.
   Паровоз серии ЭУ стоял в Армавире, буквально под забором, когда его на­шли ростовчане. Машина целая, но обо­рудование пограбить успели. Эта серия выпускалась с 1916 года и до конца 40-х в Харькове, Ворошиловограде, на других заводах. Ростовский экземпляр интересен тем, что построен в 1943 году на Коломенском заводе и на нем установлен котел от паровоза серии СУ. Таких машин было выпушено всего две, второй паровоз до наших дней не до­жил...
   Самый красивый из пассажирских паровозов - П-36 (так называемый «проект-36»). Выпускался сразу после войны, и обслуживал Транссибирскую магис­траль. Их было сделано 251 единица, в Ростове - паровоз под номером 218. Самый совершенный из советских па­ровозов. Скорость - свыше 125 кило­метров в час. Необычный, футуристический вид ему придает невиданная об­шивка вдоль машины - дымоотбойники, предназначенные для того, чтобы дым на малой скорости не закрывал види­мости машинисту, а на большой - не попадал в кабину. В духе времени на паровозной груди - изображение про­филей Ленина и Сталина. Этот локомо­тив курсировал между Москвой и Вла­дивостоком до 1974 года...
20Серия СО («Серго Орджоникидзе») - одна из трех именных серий (ФД, СО и ИС). Выпускался с 1932 года. Грузовой паровоз средней мощности, рабочая ло­шадка. В войну это был основной при­фронтовой локомотив, из них комплек­товались «колонны особого резерва». Прост в обслуживании, мощный. Такой паровоз привез первый наш воинский эшелон в Берлин в мае 1945-го (этот СО сейчас установлен на постаменте в Тихорецке).
Но самого легендарного паровоза, се­рии ИС («Иосиф Сталин»), в ростовской коллекции нет. Как нет и в других со­браниях: все паровозы этой серии бла­годаря чьей-то жесткой воле были раз­резаны на металл в конце 50-х годов. Наверное, в этом проявилась борьба с культом личности. Единственный чудом сохранившийся экземпляр «Иосифа» - это памятник в Киеве.
    ИС - один из лучших пассажирских паровозов в мире. Это общепризнанный факт со времен Парижской всемирной выставки в 1937 году, и, по мнению Виталия Власенко, самый красивый па­ровоз из всех, что были созданы. ИСы водили составы «Красная стрела» меж­ду Москвой и Ленинградом и могли раз­вивать скорость до 145 километров в час. В народе его называли «Исак». «Когда я приезжаю в Киев, где установлен единственный сохранившийся паровоз серии ИС, - говорит Виталий Власенко, - то сажусь рядом с ним и любуюсь. Могу час так просидеть и даже больше. У писателя Андрея Платонова есть фра­за: «Когда я увидел машину из серии ИС, единственную, работавшую тогда на нашем тяговом участке, она вызвала у меня нежные растроганные чувства, как в детстве, после первого чтения стихов Пушкина».
Хотя паровозов ИС уже нет, в Ростов пригнали два тендера от ИСов, найден­ные в Армавире. На одном из них кра­суется сталинская фраза: «В мире нет таких крепостей, которые не могут взять большевики». История перед нами: мож­но потрогать рукой то, что осталось от стального воплощения Сталина на же­лезной дороге.
БЫТЬ ЛИ МУЗЕЮ В РОСТОВЕ?
    Помимо паровозов, в Ростов прита­щили вагоны, более десятка. Среди них есть уникальные: старейший вагон, про­изведенный в России в середине про­шлого века, пульмановский вагон, тро­фейный немецкий, теплушка времен гражданской войны, "егоровские" пасса­жирские (произведенные на заводе име­ни Егорова в Ленинграде).
    Есть даже уникальный вагон, поучаст­вовавший в последней войне - чеченс­кой. Он был сделан в 1936 году, возил пассажиров, а впоследствии переобору­дован в железнодорожную рентгенфлюорографическую лабораторию. 1995 год она встретила на путях станции Гроз­ный. Начальнику лаборатории пришлось выбираться из Чечни на чем придется. При себе он имел бумагу, подписанную Басаевым, - о том, что железнодорожник не принес вреда Чеченской респуб­лике. Благодаря этому, наверное, и выбрался.
    А вагон, как ни странно, перегнали в Ростов в рабочем порядке. Начальник СКЖД отдал распоряжение - в Грозном его выполнили. Дисциплина на желез­ной дороге оставалась железной даже в войну. Вагон остался цел, только два стекла оказались выбиты.
   Вот так - что ни экземпляр в этой коллекции, то своя история. Все это - раритеты, благодаря которым можно прикоснуться к прошедшему времени. Нужно ли это нам сейчас?
  Предложения об открытии в Ростове-на-Дону Музея железнодорожного тран­спорта выдвигаются давно. От города требуется всего-то - выделить участок земли. Ставки сторожей, смотрителей, слесарей, наверное, может обеспечить СКЖД. А при хорошей постановке дела (организации экскурсий, устройстве при таком музее инфраструктуры отдыха - кафе, аттракционы, торговля и т.д.) паровозы могут еще послужить Ростову. Ведь мест, где можно с пользой отдохнуть, в нашем городе не так много.
Противников создания Музея железнодорожного транспорта в Ростове нет. Это оправдано и с исторической точки зрения: ведь город получил развитие благодаря Владикавказским железнодорожным мастерским, крупнейшему за­воду на Северном Кавказе в дореволюционное время. В Ростове располага­ются и управление Северо-Кавказской железной дороги, и крупнейший желез­нодорожный вуз России - Ростовский государственный университет путей сообщения. С железной дорогой связаны судьбы тысяч ростовчан. Почему бы не создать в Ростове музей старых паровозов? Решение надо принимать сейчас, пока ретро-техника находится здесь.
     Слово за вами, отцы города!
20 июля 1999г. «Вечерний Ростов».

Принцесса Монако положила глаз на ростовчанина

Принцесса Монако положила глаз на ростовчанина

     Как утверждает пресса, именно из-за Александра Сафошкина принцесса Стефания бросила своего мужа. Но у 28-летнего гимнаста свои планы на ближайшее будущее - он хочет стать олимпийским чемпионом.      Циркач стал спортсменом      У Саши Сафошкина уникальная спортивная судьба. В семь лет он пришел в спортивную гимнастику, в 90-х стал членом сборной России, а в 20 лет ушел в цирк.      Когда Александру стукнуло 27, он неожиданно для всех вернулся в большой спорт. Такого история российской гимнастики еще не знала!      Но Сафошкин знал, что делал. Месяц тренировок - и он выигрывает чемпионат России, потом кубок мира в Лионе, и вот теперь - в апреле - «золото» на чемпионате Европы в Словении.       Год назад у Александра началась новая жизнь, и о цирке он вспоминает неохотно.       - Мой бывший тренер Анатолий Иванович Левшин предложил: «Возвращайся». Президент Федерации спортивной гимнастики Леонид Аркаев пообещал: «Возьму на Олимпиаду». А 28 лет для гимнастики - не возраст. Наоборот, силы и выносливости больше.       - Никакого чуда в том, что Сафошкин вернулся, да еще победителем, нет, - говорит Анатолий Левшин. - Он в цирке исполнял те же трюки, что и в спортивной гимнастике. Хотя, конечно, цирк и спорт - разные вещи. В цирке совсем другой подход. Не требуется, например, чистоты исполнения элементов. Из-за этого спортсмены быстро теряют свою квалификацию. Чтобы вернуться в большой спорт и суметь занять в нем достойное место, требуется большой талант.       Восемь лет назад Анатолию Ивановичу казалось, что его ученик Саша Сафошкин достиг своего предела в спорте. У парня были успехи. Александр стал победителем первенства России по спортивной гимнастике. Дальнейшие перспективы были туманны.       - У Саши очень хорошие природные данные, - говорит Анатолий Левшин. - Он маленький, сильный, с подвижными суставами. К тому же невероятно трудолюбивый. Почему я засомневался в его успехах? В то время существовали совсем другие правила: гимнаст должен был быть многоборцем, выступать сразу на шести снарядах. А Сашин «конек» - кольца. Как многоборец он не тянул. Вот я и решил: чем сидеть Саше на нищенских копейках, лучше отдам его в цирк.       В такого ниндзя нельзя не влюбиться       Артист из Сафошкина получился блестящий. С номером «Исповедь Ниндзя» Саша объездил полмира. Я посмотрела выступление в записи, и понимаю принцессу Стефанию: в такого самурая, которого «сделал» Саша, невозможно не влюбиться. А вылепил из спортсмена артиста брат Анатолия Левшина, Владлен Левшин - признанный мастер цирковой режиссуры, заслуженный деятель искусств России, в прошлом, кстати, тоже тренер сборной России по спортивной гимнастике.       В бывшем спортсмене Саше Сафошкине режиссер увидел благородного ниндзя.      - Я считаю, что сценический образ должен исходить из типажа артиста, - считает Владлен Иванович. - А Саша внешне чем-то похож на японца. Двигается, как самурай - мягкая кошачья походка и резкие движения.      Описывать словами цирковой номер сложно. Он о метаниях ниндзя. Выбрать ли меч, олицетворяющий разрушающую силу, или отказаться от него во имя созидания? Сам Сафошкин не особенно вдавался в подробности. Рассказал о номере, можно сказать, по-спортивному:      - В финале у меня подъем в кресте в крутке. Проще говоря, раскручиваюсь на кольцах и штопором взлетаю под купол.      «Исповедь» заканчивается очень эффектно: Александр ставит меч острием вверх и взмывает ввысь. Потом опускается и, балансируя над мечом, выполняет в воздухе сложнейшие трюки. В конце концов ниндзя-Сафошкин делает свой выбор - отказывается от оружия.      Номер оттачивали до мелочей.      - Я могу показать тебе, как надо обращаться с мечом. Но это будет приблизительно. Если хочешь быть убедительным, надо взять уроки у профессионала, - предложил Сафошкину режиссер.      У Саши появился учитель - вице-президент ростовской федерации айкидо. Тренировки отняли много времени, но зато ниндзя у Сафошкина получился первоклассным. На гастролях в Японии публика валом валила на «русского самурая». Многие приходили за кулисы - выразить свое уважение.      - Из Саши получился хороший артист, - говорит Владлен Левшин, работавший с блистательными воздушными гимнастами - братьями Пантелеенко, завоевавшими «золото» на конкурсе в Монте-Карло с номером «Гимн солнцу», Гунаром Каткевичем (ныне директор рижского цирка), в котором Левшин разглядел Спартака.      Катя - моя принцесса      В цирке воздушный гимнаст Александр Сафошкин - фигура известная. Лауреат национальной премии «Цирк», между прочим. Выступал в цирке Никулина. Манеж подарил Саше любимую жену Катю. Тогда Сафошкин как раз только входил в образ ниндзя.       Катя - мастер спорта по художественной гимнастике, мечтала сделать свой номер.       - Мы встречались на репетициях, а потом у нас как-то плавно завязались более близкие отношения, - рассказывает Саша. - Как ухаживал за будущей супругой? Честно говоря, времени всегда было в обрез, да и денег тоже. Встречались, а потом, когда я стал выезжать на гастроли, поженились. Катя стала моей ассистенткой. Сейчас она работает в агентстве по недвижимости. У нас сын Дима. Ему четыре с половиной годика. Вот недавно отвел в свою родную спортивную школу. В какую секцию? Спрашиваете еще. Спортивной гимнастики, конечно.       Как истинный ниндзя Александр не любит раскрывать свои чувства. А недавно сообщил всему миру, что Катя - единственная женщина, которая для него существует.       На откровенность Александра - молчуна по натуре, вынудила громкая история с принцессой Монако, Стефанией.       Любовь к цирку у той в крови. Папа Стефании, принц Ренье, учредил в Монте-Карло самый престижный цирковой конкурс. Принцесса, тоже большая поклонница циркового искусства, как-то попала на представление, в котором участвовал Александр Сафошкин. После чего прислала артисту букет цветов с гербовой лентой, стихи и записку с предложением отужинать в ее загородном доме. Тайну принцессы раскрыл ее бывший супруг - силовой жонглер и акробат Адан Лопес Перес. В интервью французскому журналу «Ньюлук» он с горечью признался, что «Стеф влюбилась с первого взгляда. К ее удивлению, россиянин никак не отреагировал на предложение. Я думал, что на этом ее увлечение закончится, она вернется ко мне. Но нет... Стефания не привыкла, чтобы ей отказывали, и, похоже, не успокоится».      На расспросы о влюбленной принцессе Саша реагирует спокойно, даже, можно, сказать, буднично.      - Честно говоря, я ее даже не видел. Да, букеты были. И стихи тоже, - говорит Саша. - Только не помню, в каком городе мы тогда выступали. О том, что принцесса объявила на меня охоту, сообщили журналисты. Но я не боялся. За цирком разве угонишься? За полгода мы объезжаем 150 городов. Я тогда о себе много любопытного узнал. Что я, например, голубоглазый брюнет. Рост - метр восемьдесят. Вообще глаза у меня карие. Про рост тоже врут. Что еще о себе рассказать? Характер у меня жесткий. Я сам по натуре - человек дисциплинированный. Терпеть не могу расхлябанности. Особенно у тех людей, от которых ты зависишь.      «Исповедь ниндзя» у Саши номер - сольный. Зависимости от партнеров нет.      - Когда работал в наших отечественных программах, меня, бывало, подводила «униформа», - говорит Александр. - Наши люди любят погулять, повеселиться. От этого иногда случаются неприятности. Но зачем вспоминать об этом?      Саша не стал бередить прошлое. О случае на гастролях в Краснодаре я узнала от его коллег.      «Униформа» пришла на представление навеселе. А им тягать тросы, на которых Саша без страховки поднимается под купол цирка. В финале «униформе» надо быть особенно внимательной: опустишь трос на несколько сантиметров ниже - и Саша рискует пропороть живот острием меча. В тот раз Сафошкин не отказался от выступления, но финальную сцену с мечом из номера исключил.       В цирке Саша добился не только успеха у публики и внимания принцессы. Александр прилично зарабатывал, купил квартиру. Возвратившись в спорт, он поставил все на карту. Материальное благополучие в том числе. Но это только кажется, что Саша - парень рисковый. Он, например, четко знает, чего он хочет. Сейчас, например, победить на Олимпийских играх.      - Я в душе все-таки не артист. Спортсмен, - говорит Сафошкин. - Наверное, потому, что с детства не в цирке, а в спорте. В школу, в Донецке (Ростовской области - И.В.), откуда я родом, пришел тренер и отобрал пятерых первоклассников, годных, по его мнению, для спортивной гимнастики. На тренировку пришел только я. 

    "Газета Дона" (Ростов-на-Дону) 17(281) от 28-04-2004

Прощай, русско-армянская дружба?

ПРОЩАЙ, РУССКО-АРМЯНСКАЯ ДРУЖБА?

«Монастырь Сурб-Хач венчает вершину берегового скалистого холма, что придаёт его церкви значение архитектурной доминанты окружающей местности. Это был наиболее значительный культурно-просветительный центр армянской колонии на Дону, место паломничества армян юга России, особенно в праздник Вартавар.

40Со временем к северу от монастыря появились дачи нахичеванских зажиточных горожан, к северу — хутор в 30 домов, в котором проживали безземельные крестьяне, к востоку — посёлок занятых перевозкой грузов в пределах города и его окрестностей драгилей, имевших своё кладбище, расположенное к западу от нахичеванских дач.

Вначале монастырь входил в состав с. Большие Салы, а с 1883 г. был приписан к Нахичевани, что способствовало его благосостоянию. В конце 19-го века монастырю принадлежала большая территория (около 50 га), занятая пашнями и огородами, сдававшимися монастырским хуторянам по частям. В излучине протекавшей по тальвегу балки Большая Камышеваха речки Темерник находился парк площадью 16 десятин, называвшийся Армянским садом, имевший прямоугольную планировку аллей и связанных с ним дорожек. К хозяйству парка относились большой ресторан с открытой верандой и зимним садом, ротонда для оркестра и обширный танцевальный зал».

Выписка из труда академика О.Х. Халпахчьяна «Архитектура Нахичевани-на-Дону», Ереван, изд. «Айстан», 1988 г., стр. 94-95.

Донская церковь монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) построена в 1783-1792 гг. Сегодня — это старейшее здание в Ростове-на-Дону. С 1972 г. в его стенах размещается музей русско-армянской дружбы, насчитывающий более 10 тысяч экспонатов. Спустя 35 лет этот музей может вскоре покинуть церковь Сурб-Хач.

Вообще-то история донского монастыря Сурб-Хач – достаточно длинная и печальная. В начале двадцатых годов прошлого столетия началось постепенное сворачивание использования зоны монастыря в культурных целях. Все строения, в том числе — здание храма — передаются в пользование новообразованного совхоза. Были вырублены насаждения парковой зоны.

41А 18 августа 1935 года в результате удара молнии в храме возник пожар, сгорела крыша, своды, купол. Остатки храма стали использоваться под склады. В 1945 году было полностью разобрано и, соответственно, ликвидировано здание «архиерейского дома».

В шестидесятых годах, во времена начала массового строительства Северного жилого массива, было принято решение об окончательном уничтожении развалин храма. Но в 1968 году власти приняли решение сохранить храмовый комплекс Сурб-Хач как уникальный архитектурный памятник 18-го века и после восстановления использовать его в общекультурных целях в качестве филиала областного музея краеведения.

И вот Ростовский музей русско-армянской дружбы должен покинуть церковь Сурб-Хач. «Решение об этом уже принято», - сообщил председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин.

9 марта в стенах храма собрались представители армянской интеллигенции. Ими было принято обращение к представителям донских властей с призывом сохранить музей. В обращении говорится, что Сурб-Хач никогда не был чисто культовым зданием, а был центром просвещения армян, переселившихся из Крыма. Сегодня храм открыт для всех посетителей, ежегодно его посещают 25-30 тысяч человек, к тому же здесь с 2000 года армянским священником регулярно проводятся богослужения. Передача же здания храма в ведение Армянской апостольской церкви приведет к тому, что его двери окажутся закрыты для неармян и атеистов. Ростовская область потеряет памятник федерального значения и важнейший объект туристических маршрутов.

Подписавшие обращение – ученые, литераторы, предприниматели, руководители «Фонда поддержки и развития музея» - напоминают, что Сурб-Хач был воссоздан на средства ростовчан в 1968-1972 годах. И почему его теперь нужно передавать третьим лицам – непонятно. Тем более что сегодня в Ростове-на-Дону, в Нахичевани, уже заложен собор Армянской апостольской церкви, и совсем нет нужды уничтожать культурный центр.

Тем не менее, как сказал на общественных слушаниях по проблеме сохранения музея, состоявшихся 16 марта в Донской государственной публичной библиотеке представитель Армянской апостольской церкви, Сурб-Хач может быть передан церкви уже в канун праздника Пасхи.

Руководитель музея русско-армянской дружбы Светлана Хачикян заявила на этих слушаниях, что музейный комплекс Сурб-Хач - памятник федерального значения, и его передача возможна только при определенных условиях, в частности, если музею будет предоставлено достойное помещение, в котором он сможет нормально работать. «Позиция Москвы — Министерства культуры — четкая: передача возможна только после того, как новое здание для музея будет готово под ключ, согласно российскому закону о культуре», - заметила Светлана Хачикян.

«Если будет принято решение о переносе нашего музея куда-нибудь в неприспособленное для этого помещение - это будет означать гибель музея», - подчеркнула она.

На слушаниях в ДГПБ была озвучена информация о том, что для музея русско-армянской дружбы планируется передать двухэтажное здание бывшей библиотеки им. А.С. Пушкина на 23-й линии. Однако старому особняку требуется серьезный ремонт, и размещение в нем музея возможно не ранее 2009 г. «В настоящее время уже выполнены работы по техническому обследованию здания стоимостью 100 тысяч рублей. 3 млн. рублей выделено на подготовку проектно-сметной документации», - сообщила директор Ростовского областного музея краеведения Татьяна Каневская.

Она рассказала, что музей краеведения, чьим отделом является музей Сурб-Хач, в настоящее время не в состоянии предоставить нормальные условия для его работы. «Сейчас находится на реконструкции здание нашего фондохранилища. Закрыты 5 основных залов музея — в них размещены экспонаты хранилища. Ремонт будет идти еще 2 года», - сообщила Каневская.

42Председатель правления Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины Арутюн Сурмалян заявил на слушаниях: «Сурб-Хач построен как церковь, и поэтому там и должна быть церковь. Но судьба музея для нас - также важный вопрос. Мы хотим не только сохранить музей, но и расширить его». Он также выразил готовность помочь в реконструкции здания на 23-й линии, чтобы ускорить сроки ремонта.

В решении, принятом по итогам общественных слушаний, подчеркивается, что церковь Сурб-Хач является объектом культурного наследия федерального значения. Она может быть передана в безвозмездное пользование при условии подписания охранного обязательства, которое гарантирует сохранность объекта и возможность его использования не только как культового здания, но и места для проведения культурных светских мероприятий. Также было отмечено, что имеет право на существование и идея создания отдельного музея в составе мемориального комплекса Сурб-Хач.

«При передаче церкви не должен передаваться историко-мемориальный комплекс, который, по самым скромным оценкам, занимает 3,2 гектара. Если передается церковь, это не означает, что передается все вокруг. Сохранить мемориальное место без культурной, музейной составляющей не удастся, это будет потеря. На территории комплекса Сурб-Хач возможно строительство музея. Что очень важно для Ростова, т. к. музеев в нашем миллионном городе мало», — считает Александр Кожин.

Таким образом, субэтнос крымских армян, переселившихся на Дон в XVIII веке, может лишиться каких бы то ни было культурных атрибутов. Поэтому в своем обращении потомки крымских переселенцев просят сохранить музей русско-армянской дружбы Сурб-Хач, предоставить ему статус самостоятельного юридического лица и право пользования мемориальным комплексом.  

P.S. 14 марта было принято соответствующее решение о передаче мемориального комплекса Сурб-Хач в безвозмездное пользование местной религиозной организации «Церковь монастыря Сурб-Хач г. Ростова-на-Дону».

22 марта в информационном агентстве «Росбалт-юг» прошла пресс-конференция на тему: «Новый собственник старейшего историко-архитектурного памятника города Ростова-на-Дону и судьба музея русско-армянской дружбы Сурб-Хач». В ней приняли участие: председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин, представитель Ново-Нахичеванской Армянской апостольской церкви архимандрит Вартанес, председатель Ново-Нахичеванской-на-Дону армянской общины Ростовской области Арутюн Сурмалян, заместитель министра культуры Ростовской области — начальник отдела охраны объектов культурного наследия Валерий Гелас, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Южному федеральному округу Василий Касьянов. В общем, как говорится, все заинтересованные лица.

Принявшие участие в пресс-конференции попытались дать ответы на ряд вопросов. В частности, где будет располагаться музей и, соответственно, его экспонаты? Какова дальнейшая судьба территории историко-мемориального комплекса? Каковы возможные пути решения сложившейся ситуации: как можно сохранить действующий исторический памятник и при этом не ущемлять интересы церковной общины?

Участники пресс-конференции, по большому счёту, могли обойтись и без присутствия журналистов: много серьёзных вопросов задали они друг другу. А вот таких же серьёзных и аргументированных ответов прозвучало мало. Ясно стало лишь одно: уникальный музей русско-армянской дружбы должен на время переехать в областной музей краеведения, который и сам сейчас находится в достаточно стеснённых условиях. А новое помещение, в котором будут затем располагаться экспонаты из Сурб-Хача, будет отремонтировано не раньше, чем через два года. А мы знаем, что в России нет ничего более постоянного, чем временное. Так что, прощай, легендарный музей русско-армянской дружбы?

23.03.2007г., НВ.

Принцесса цирка

Принцесса цирка

 271«Только цирк дарит такой блеск, триумф и радость. Но взамен он забирает твою жизнь». Людмилу Янпольскую называли яркой звёздочкой советского цирка. Сперва акробат, затем дрессировщица, она отдала ему сорок пять лет жизни. «Святое и проклятое место» - так называют цирк артисты. Глядя на судьбу Янпольской, понимаешь: не зря.

В цирк она впервые попала в 12 лет. С восхищением маленькая Люда смотрела на летающего под куполом цирка акробата, а вечером объявила семье: «Хочу быть циркачкой!» Мама схватилась за сердце. Да, она всегда мечтала, чтобы дочь стала артисткой, но не цирковой же! Ещё в шесть лет Люду отдали в балетную студию, учителя прочили ей большое будущее, в «Лебедином озере» она танцевала партию Одетты. Но балет девочку больше не интересовал. Залитая светом арена и восторженные взгляды зрителей - вот она, настоящая жизнь!

В 14 лет она отправилась в Москву. В училище при цирке на Цветном бульваре на гибкую девочку сразу обратили внимание: «У тебя природный талант!» Потянулись учебные будни. Преподаватели добивались от юных актрис абсолютной гуттаперчивости, часами заставляя выкручивать тело в невероятные фигуры. Многие плакали прямо на занятиях. Учитель акробатики, пожилой цирковой зубр, как-то окрикнул: «Прекратите реветь! Запомните на всю жизнь: это цирк. Улыбайтесь, никто не должен видеть вашу боль!»

Смерть в рассрочку

В 17 Люда стала лауреатом на фестивале молодых артистов цирка. О талантливой акробатке заговорили. Для Янпольской цирк стал домом. А вскоре подарил ей любовь. Молодую актрису очаровал красавец мотогонщик Эдуард. Вместе они соз­дали номер, о котором шумела вся пресса. На огромной скорости под куполом цирка мчался мотоцикл. Эдуард держал руль, а Людмила делала в седле стойку на руках. «Чуть налево наклон - и уже не спасти» - это словно о них. Но они упивались риском и любовью друг к другу. «Если тебя не станет, я не смогу жить», - однажды сказала Люда мужу.

Во время гастролей в Казахстане Эдуард не смог удержать мотоцикл...

Спустя шесть недель она очнулась в Москве, в институте имени Склифосовского, где её собрали буквально по частям. «Эдик в другой больнице, с ним всё хорошо, - сказали ей. - Думай о хорошем и поправляйся скорее». Окрылённая новостью, она мечтала о встрече с мужем, о том, как снова вместе с ним выйдет на манеж. По настоянию Янпольской врачи два раза ломали ей неправильно сросшиеся кости на ногах. «Зачем вы мучаете себя? Вы и так сможете ходить!» - «Я не хочу ходить, я должна прыгать!» До выписки оставалась неделя, когда врачи признались: Эдуарда нет в живых. Он погиб сразу же после их падения на арену.

В ту же ночь Янпольская попыталась покончить с собой. К счастью для себя, неудачно. Утром к ней в палату вошёл седой профессор. «Я знаю, тебе тяжело, - сказал он, доставая пачку папирос. - Не надо плакать, лучше покури. Сигареты - это тоже смерть, только в рассрочку». Никогда прежде не бравшая папиросу в руки, Людмила до утра выкурила всю пачку.

Под чёрной звездой

«Вот и дымлю с тех пор, как паровоз», - грустно улыбается Людмила Петровна. Она выжила и даже вернулась в цирк, но работать акробаткой уже не смогла. Коллеги посоветовали: «Иди в дрессировщицы». Свободная вакансия как раз была в Ростовском цирке на сцене.

Со своими медведями Янпольская объездила полмира. Ростовский цирк на сцене в те годы считался лучшим в стране, а коллектив Янполь­ской - лучшим в его системе.

«Это было золотое время», - вспоминая прошлое, говорит актриса. За один выход она получала 125 рублей - немыслимые по тем временам деньги. По городам за ней неотступно следовали поклонники. Но после трагической потери любимого Янпольская дала себе зарок: она больше никогда не выйдет замуж. И всё же жизнь берёт своё.

Её сердце покорил шеф-повар лучшего краснодарского ресторана. Доказывая, что его любовь не минутное увлечение, он оставил свою хлебную должность и устроился в цирк работать водителем. Вскоре они поженились. Подучившись работе с животными, Павел стал для неё не только мужем, но и партнёром. В тот год труппа Янпольской давала большие гастроли по Украине. Утром 26 апреля 1986 года Людмила взяла маршрутный лист. Следующим городом по плану шапито стоял Чернобыль...

Им позволили въехать в город. Над разрушенным энергоблоком атомной станции висело фиолетовое зарево, люди в панике штурмовали поезда. Циркачам приказали остаться. «Вы же понимаете, что людям нужна эмоциональная разрядка, иначе они сойдут с ума», - сказали Янпольской. В Чернобыле труппа проработала восемь с половиной месяцев. Никогда ещё у артистов не было более благодарных зрителей, чем ликвидаторы. «Это было странное чувство, - говорит Людмила Петровна. - Здоровые мужики смеются, как дети, а в глазах у всех дикий страх...»

По приезде в Ростов выяснилось: из соображений секретности нигде в документах не было зафиксировано, что почти девять месяцев труппа пробыла в Чернобыле. Поэтому ни на какие льготы и привилегии циркачи претендовать не могут...

А вскоре в шапито поселилась смерть. От полученной радиации один за другим стали умирать артисты. Из 54 человек в живых остались лишь 8.

Они вместе гастролировали в Китае, когда Павел скончался. За пять лет радиация превратила здорового мужика в развалину. Отечественные чиновники развели руками - «помочь ничем не можем». Деньги на перевоз тела и похороны дал антрепренёр-китаец. Но с условием: через два дня Янпольская обязана вернуться. Гастроли прошли на ура. Никто из зрителей не догадывался, что изящная дрессировщица, кланяющаяся в ответ на овации публики, вчера похоронила любимого мужа.

Когда опускается занавес...

Крохотная квартирка Янпольской напоминает гримёрку бродячего артиста. Стены увешаны старыми фотографиями с гастролей. Но это только воспоминания. Уйдя двенадцать лет тому назад на пенсию, в цирк Людмила Петровна больше не заходит.

«Не могу. Стоит только подойти, в горле - ком...» - признаётся она.

Хотя старожилы арены помнят её. Лет десять назад, когда из клетки вдруг на волю вы­рвался медведь и даже дрессировщик не мог справиться со зверем, в цирке вдруг вспомнили: «У нас ведь есть мама Люда!» Янпольская приехала и загнала косолапого обратно. Но то был единственный случай. Снова войти в цирк, где пронзительный марш выворачивает наизнанку душу, артистке невмоготу.

Мы просим Янпольскую сфотографироваться. Она прижимает к себе собак. Сквозь морщины снова проступает лицо женщины, десятилетия назад сводившей с ума поклонников. «Это цирк - улыбайтесь. Никто не должен видеть вашу боль».

23.05.2006г., «АиФ на Дону»

Смех, победивший смерть

271Двадцать один год минул с того дня, когда на Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Уже вышли тысячи книг, посвящённые атомной катастрофе, досконально исследованы причины и последствия аварии. Но в истории Чернобыля была ещё одна глава, которую никто не написал…

Восемь месяцев в заражённом радиацией городе выступала труппа Ростовского шапито.

Стены маленькой квартиры Людмилы Янпольской сплошь завешаны цирковыми афишами. Когда-то её  называли яркой звёздочкой советского цирка. Гимнастка, потом дрессировщица, потом директор труппы — «мама Люда», как именовали её циркачи. В середине восьмидесятых в системе Союзгосцирка не было коллектива лучше, чем шапито из Ростова. Многомесячные гастроли по Европе, овации зрителей, цветы… По возвращении из очередного турне труппу решили отправить с выступлениями по стране: «Пусть наши советские люди посмотрят на лучших артистов!»

Двенадцать часов после взрыва

На календаре было 26 апреля, а на часах — половина шестого вечера, когда поезд подкатил к станции городка с романтичным украинским названием Чернобыль. «Начинаем!» — скомандовала труппе Янпольская. Над вокзалом зазвучала музыка, из вагонов высыпали клоуны в рыжих париках, дрессировщики с собачками, пошли по перрону колесом акробаты… По сложившейся традиции в каждый город циркачи въезжали, устраивая прямо у вагона маленькое представление. Но что такое? Впервые людское море, заполонившее вокзал, не качнулось навстречу артистам — взрослые и дети пробегали мимо, на лицах царили страх и растерянность, словно Землю атаковали марсиане. Янпольская подняла голову — небо над Чернобылем было такого же пёстро-малинового цвета, как шатёр её шапито…

О том, что на расположенной поблизости атомной станции двенадцать часов назад произошла авария, ей рассказали в горкоме партии.

— Я тогда хотела сразу на вокзал кинуться — животных грузить, людей. Уезжать поскорей оттуда! — говорит Людмила Петровна. — Но, словно прочитав мои мысли, мне объяснили: «Вы не уедете — город блокирован. Во-первых, вы уже сами заражены, нельзя, чтобы радиация распространялась. Во-вторых, вы нужны здесь. Ставьте свой цирк и работайте, как будто ничего не случилось. Людям необходима эмоциональная разрядка, иначе они просто сойдут с ума».

Клоун заплакал, глядя на зрителей

Ещё никогда прежде у Ростовского шапито не бывало такой публики. Люди по нескольку раз приходили на одно и то же представление — пришлось на ходу придумывать новую программу. Палатка шапито стала единственным местом в заражённом радиацией городе, где люди хоть на секунду могли забыть о том, что невидимые лучи смерти уже поразили их.

— Сидят взрослые мужики, смеются, а в глазах ужас, — вспоминает Янпольская. — Как-то один наш клоун заплакал, глядя на зрителей. Это был шок.

Самим циркачам приходилось не легче — задыхались во время выступлений гимнасты, теряли координацию эквилибристы. Радиация начала действовать и на животных. Любимец публики медведь Агафон вдруг посреди номера рухнул на арену без чувств. «Наверно, выпил наш мишка лишнего», — свёл всё к шутке конферансье, и медведя быстро унесли на носилках за кулисы.

«Звери не выдерживают, мы можем потерять всех», — отбила директор телеграмму в Союзгосцирк. Для четвероногих артистов в Чернобыль прислали бананы, яблоки, овощи.

— Тогда в городе витамины были на вес золота, за три стебелька зелёного лука на рынке просили два рубля, — рассказывает Янпольская. — Разгружаем добро, что нашим животным прислали, видим: у цирка дети собираются. Смотрят своими глазёнками на фрукты. Я чуть не заплакала. Говорю: «Дети, милые, ну не можем мы всё это отдать, у нас звери подохнут!» Потом думаю: да как же так, я ж не только директор, я сама мать! В общем, так половину мы детишкам и раздали.

Чернобыльские гастроли продолжались долгие восемь с половиной месяцев. Сперва циркачи выступали для горожан, потом, когда население начали потихоньку эвакуировать, — для приехавших ликвидаторов. В январе 1987-го шапито наконец разрешили покинуть город.

Чёрные дни шапито

«Вырвались!» — общий вздох облегчения прошелестел по вагону, когда поезд тронулся в путь.

— Как мы радовались тогда, — вспоминает Янпольская. — Такой счастливой, наверно, я не была никогда в жизни. Всё, заточение кончилось, теперь снова пойдёт нормальная жизнь! Даже солнце, казалось, как-то ярче светило…

Тогда они не знали ещё, что их ждёт. Слово «радиация» ещё не звучало как приговор. Прошло ещё несколько лет, прежде чем в весёлых вагончиках шапито поселилась смерть.

Первым умер цирковой медведь. Потом настала очередь людей. Клоун Бобо, закончив номер, под аплодисменты помахал рукой зрителям, шагнул за кулисы. И на бис уже не вышел…

В начале 90-х умер муж Людмилы Петровны. Бывший шеф-повар лучшего краснодарского ресторана, он без памяти влюбился в артистку и, оставив хлебное место, поехал вслед за любимой. Всегда задорный красавец сгорел за пять лет от болезней, вызванных радиацией. В тот год они вместе гастролировали по Китаю. Чиновники из Союзгосцирка только развели руками: помочь, дескать, ничем не можем. Деньги на перевоз тела и похороны дал антрепренёр-китаец. Но с условием: через два дня Янпольская обязана вернуться. Гастроли прошли на ура. Никто из зрителей не догадывался, что изящная дрессировщица, кланяющаяся в ответ на овации публики, вчера похоронила любимого мужа…

Последний герой

За первые десять лет после чернобыльских гастролей из 54 человек той труппы в живых остались только восемь.

— Я поехала в главк, говорю: «Мы же там были, дайте нам право на льготы, на лекарства, лечение», — говорит Людмила Петровна. — Там на меня большими глазами посмотрели: «Где были? У нас нет никаких документов о том, что вы выступали в Чернобыле. Какие ещё льготы?» Да что там Чернобыль, — отмахивается она. — Я когда пришла пенсию оформлять, там мои документы взяли и говорят: «Не можем начислить». — «Как не можете?» Отвечают: «У вас тут половина стажа — заграничные гастроли, зарплата платилась в валюте. Езжайте туда, где гастролировали, пусть там переведут по курсу в рубли, тогда посчитаем вам пенсию».

На 2900 рублей в месяц Янпольская живёт все последние годы. Из-за того, что документы того страшного турне исчезли неизвестным образом, доказать своё пребывание в Чернобыле и получить права на льготы пожилая артистка не в состоянии. Лишь в памяти тех, кто двадцать один год назад был в Чернобыле, остались воспоминания о бесстрашных циркачах, в самые трудные дни поддерживавших своими выступлениями людей. Но теперь это всего лишь светлые образы. Полгода назад в возрасте 42 лет скончалась предпоследняя остававшаяся в живых актриса из того чернобыльского состава труппы, крестница Людмилы Петровны. Проводив в последний путь всех своих бывших артистов, мама Люда осталась одна.

АиФ на Дону, выпуск 17 (677) от 25 апреля 2007 г.

Пряников Ф.Н.

И Шолоховым был, и Щукарем

166Шолоховым – только раз, а Щукарем столько, что и не счесть. Женский ли праздник, День города, концерт для ветеранов войны, - всюду зовут деда Щукаря, а потому везде Федор Пряников, артист Ростовской областной филармонии, - желанный гость. О нем ведь речь.

Наверно, дед Щукарь и не стал бы вечным спутником Федора Пряникова, если бы артист не сделал однажды выбор, круто изменивший всю его актерскую биографию.

А дело было в том, что несколько артистов Ростовского академического театра драмы имени Горького, и Пряников в их числе, по совету кого-то из мэтров донской литературы создали при филармонии свой театр. Литературный.

Первая их постановка была по повести Бориса Изюмского «Алые погоны». Эти «Алые погоны» казались им алыми парусами: новый корабль уходил в самостоятельное плавание, шел курсом, которого не было еще на театральной карте. Ведь спектакли и композиции решили создавать по стихам и прозе донских писателей.

- По книгам Шолохова у нас вышло три спектакля, - говорит Федор Николаевич. – Были они камерными. В «Тихом Доне» нам показалась интересной тема Ильи Бунчука - т.е. чистого, романтичного и искреннего большевика, в романе «Они сражались за Родину» - тема Петра Лопахина, а «Поднятая целина» вдохновила на спектакль «Дед Щукарь». Он оказался самым востребованным. С «Дедом Щукарем» мы объездили всю страну. Были и на Камчатке, и на Урале, и в Архангельске, и в Мурманске. Даже по океану с ним плавали.

- С тех пор Щукарь и стал вашим любимым героем?

- Странное дело, но я всех своих героев люблю. Даже Бунчука. Потому что, когда начинаешь работать над ролью, много, много всяческих деталей персонажевского характера, прежде не замеченных, замечаешь или воссоздаешь, додумываешь. Станешь о нем размышлять - долго размышляешь и неизбежно роднишься с ним.

Щукарь их всех пережил. Его помнят, его всюду сразу узнают, его по-прежнему хотят видеть на концертах.

Это и приятно, и непросто. Потому что, когда много лет работается один и тот же персонаж, взгляд у актера начинает «замыливаться».

Правда, Щукарь все равно меняется. Даже помимо моей воли. Во-первых, потому что с годами сам я меняюсь. А потом…

Однажды в Вешках читал я на площади перед публикой Шолохова и вдруг чувствую – с Щукарем моим что-то происходит. Необычный он получается. Только начал читать, и вдруг, будто сила какая-то подхватила и понесла. Ощущение феерии. И публика довольна.

- Шолоховский текст заучивается легко?

- Его язык настолько возбуждает фантазию, что, особенно в юмористических отрывках, трудно не удариться в импровизацию и не вставить еще что-нибудь свое. Это – стихия! Стихия сочной, подлинно народной речи.

- Вы эту народную речь специально изучали или и сами казачьего роду?

- По отцовской линии предки из Сызрани, из волжских казаков. По материнской - из Подмосковья. К складу ума, характера, нравственности настоящего донского казачества отношусь с глубоким уважением.

Донской казачий уклад, манеру говорения мы изучали еще в театре Горького, когда там ставили «Тихий Дон». Мы даже в Вешки к Шолохову ездили. Но он, кстати, тогда сказал, что на сцене должен звучать обыкновенный русский язык, но с элементами казачьего говора.

- Вы вспоминали эту встречу, когда потом вам предложили сыграть Шолохова?

- Сыграть – это сильно сказано.

Это было неожиданное предложение. Я, как всегда, приехал в Вешки на праздник, и мне сказали, что есть такая интересная идея: я, одетый под Шолохова, с мундштуком в руке появляюсь на плоту (это – одна из праздничных сценических площадок), а в это время включают фонограмму с записью голоса Шолохова. Это вроде как живой Шолохов всех приветствует. Потом фонограмма заканчивается, и я ухожу.

Вот тогда я и вспомнил и ту встречу, и пластику Шолохова. Попытался изобразить.

- Уже не одно десятилетие и на сцене, и на экране - имею в виду телесериал «Приподнятая целина», вас сопровождает неунывающий дед Щукарь. А ваш собственный взгляд на мир тоже юмористический?

- А как же… Иначе давно бы уже ноги протянул.

- Статуэтки Щукарей собираете?

- Это тех, что папиросками попыхивают? Лежит одна такая где-то. А коллекционировать – зачем? Хватит тех Щукарей, что в душе.

13 мая 2005г., НВ.
.