rerererererererere

Ростов - город
Ростов -  Дон !

Яндекс.Метрика
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Теги

Ветров А.

Король ростовской оперетты

27На афишах – снова имя Ветрова, Александра Ветрова, короля ростовской оперетты. 25 ноября Музыкальный театр и Провинциальный благотворительный культурный фонд имени Ветрова приглашают на концертную программу, посвященную 90-летию артиста. Там будут и сцены из его любимых оперетт, и воспоминания о нем.

Каким был король оперетты вне сцены? Чем его, питерца, привлек Ростов? Почему он, заслуженный и любимый публикой, вдруг оставил свой театр, ушел в другой и работал… вахтером? Об этом наш разговор с дочерью Александра Ветрова – Аделью.

«Звездный мальчик»

Александр Ветров сцену обожал сызмальства и уже в 12 лет играл в спектаклях Ленинградского детского театра. В 14 решил поступить в знаменитую тогда школу драматического искусства Гайдебурова и Скарской, но, переступив ее порог, услышал, что опоздал, набор учеников окончен.

Слезы ручьем побежали по его щекам. Сердце Скарской дрогнуло, и она согласилась Ветрова проэкзаменовать. Первое испытание было на ритмику, которая даже важнее музыкальности.

У Скарской не было причин укорять себя за излишнюю сентиментальность: этот мальчик создан для сцены.

…Когда ростовчане годы спустя увидели Александра Ветрова, их до того поразили изящество его жестов, красота произношения, что пошли слухи о благородном происхождении Ветрова.

- Он был из бедной простой семьи, - говорит Адель Александровна. – Жили они в Малой Охте. Путь до школы – немалый, но на транспортные расходы папе выделялся только гривенник. Это – как раз на трамвайную поездку в одну сторону. На трамвае обычно возвращался: поздно вечером или даже ночью.

Но если б дело было только в этих поездках… Когда папа узнал, сколько надо заплатить за обучение в этой школе, его охватил ужас. Он сбежал из школы. Боялся даже попасться на глаза Гайдебурову, Скарской или кому-то из сокурсников.

Но, как он ни прятался, было место, которое он не мог миновать, - театр! Там, на галерке, его и увидела сокурсница. Он очень смутился, а она сказала: «Куда же ты исчез? Мы ищем тебя по всему городу. Школа постановила, что ты будешь учиться бесплатно».

 Счастливый случай

- Потом, после школы Гайдебурова и Скарской, - рассказывает Адель Александровна, - папе советовали поступить еще и в киностудию. Но семья и так едва сводила концы с концами, тратить время на дальнейшую учебу было невозможно. И он был рад тому, что его приняли в Ленинградский ансамбль оперетты.

Этот ансамбль гастролировал по всей стране. И однажды на гастролях заболел артист, исполнявший в «Сильве» роль Эдвина. Директор распорядился, чтобы тот, кто играл Бони, сыграл теперь Эдвина. Но кому же отдать роль Бони?

Папа очень любил эту оперетту. Роль Бони он выучил, стоя за кулисами. В общем, кто-то подсказал директору: «Да вон тот паренек, Саша Ветров…».

После спектакля директор сказал, что другого Бони он и видеть не хочет…

К сожалению, Бони часто изображают дураком. А если хорошо играют, то плохо танцуют.

Бони, которого играл Ветров, был самым умным человеком во всей этой истории: ведь только ему удалось распутать клубки самых безнадежных ситуаций. Танцевал же он просто превосходно.

Папа всегда говорил, что оперетта должна быть веселой, легкой и искристой, но никак не придурковатой.

 Беда, любовь, надежда

Не окажись Ветров в провинции, его бы сегодня, вероятно, называли королем питерской, или московской, или даже российской оперетты. Что же привело Ветрова в Ростов?

Беда, любовь, надежда. Все – верно. У жены была астма, болезнь стала прогрессировать. А здесь – климат лучше. И, главное, здесь в те годы жил очень хороший врач, специалист в этой области.

Семья или карьера, всероссийская слава… Такого выбора перед Ветровым даже и не стояло. Если для здоровья жены больше подходит Ростов, значит, надо перебираться в Ростов.

…Ростовская публика   полюбила Ветрова сразу. Многие и в театр оперетты ходили «на Ветрова».

Поэтому новости о том, что Ветров из оперетты ушел и работает в театре кукол то ли гардеробщиком, то ли вахтером, поверить было невозможно…

- Он расстался с театром оперетты после конфликта с тогдашним директором, - вспоминает Адель Александровна. – Это был поступок мужественного человека, и я гордилась папой. Но я видела, как тяжело он страдал, как тосковал по сцене.

Поэтому, когда его стали уговаривать вернуться в оперетту, я сказала:

- Иди, там твое место.

Он вернулся. И это тоже был поступок.

 Король вне сцены

28- Ветров на сцене – красивый, энергичный, живой. А вне ее?

- Была когда-то такая ситуация. Поклонницы узнали папу со спины: «Ой, Ветров идет!». Одна из них забежала вперед, чтоб увидеть его лицо: «Ой, какой он бесцветный»…

- Я слышала, что в прежние времена ведущим артистам, чтобы не разочаровывать публику, запрещалось появляться на людях не при параде…

- Это было во времена юности моих родителей. Актрисам запрещалось ходить на рынок. Директор их театра говорил, что есть только два магазина, где актрисам можно появляться: парфюмерный и ювелирный.

На мужчин–актеров этот запрет не распространялся: считалось, что без грима их все равно мало кто узнает. Так что хозяйственные закупки, походы на рынок были с молодости папиным делом.

Он много работал, на сцене – выкладывался так, что сил порой хватало только на то, чтоб дойти до дома и лечь спать. Но если намечались гости… Быстренько готовился «фирменный» ветровский салат (отварная картошка, лук, перец, уксус, если еще был и огурец - так это просто королевское блюдо), и все были веселы и довольны.

…Ветров любил жену, но сознавал, что она актриса, каких много. Так что жена оставила сцену не только из-за болезни. Согласилась с тем, что   если выходить на сцену, так блистать, на других быть непохожей.

Он не хотел, чтобы в театр шла дочь. Но тут уж жизнь распорядилась по-своему.

Однажды три звезды ростовской оперетты - Горелик, Аллегров и Савельев - зашли в Дом физкультурника, где гимнастки показывали произвольную программу. Выступление одной из спортсменок так им понравилось, что они зааплодировали и стали убеждать девушку, что она создана для театра.

А она, обалдев, смотрела на них:

- Да неужели вы меня не узнаете, это же я, Аделичка Ветрова…

…На сцену она впервые вышла, как и отец, благодаря такому же случаю.

Отец долго присматривался к ней в спектаклях, прежде чем дал оценку: «Актриса!».

 Не прощаясь

…Его последней опереттой стала «Марица». Плохо Ветрову сделалось на спектакле, но зрители вряд ли это заметили: он доиграл свою роль до конца, самостоятельно добрался до дома…

У него был лейкоз крови, и лечащий врач еще несколько лет назад сказал дочери, что самое страшное, скорее всего, произойдет весной. На дворе стояла весна.

Впрочем, врачи снова сделали все, что было в их силах: «Он может прожить еще год, а может -  три дня».

…Адель Александровна, скрепя сердце, отправилась со своим театром-кабаре в недолгое гастрольное турне. Больше живым отца она не увидела.

Ей рассказывали, что в последнюю минуту его охватило волнение.

- Я опаздываю на репетицию, - сказал Ветров.

- Успеете, - успокоили его.

И он заснул.

…В буклете, выпущенном к 90-летию Александра Ветрова (там – воспоминания об артисте), я обратила внимание на такой эпизод. Александр Ветров никогда не собирал газетных вырезок  с похвалами в свой адрес, своими фото. Единственное исключение из этого правила – газета еще 30-х годов «Стахановец Арктики». В ней дважды Герой Советского Союза Папанин от имени всех полярников благодарил Ленинградский ансамбль оперетты не только за спектакли, но и за помощь в разгрузке судов.

Вот такой он был, король ростовской оперетты.

18 ноября 2005г., НВ.

Виталий Ходош

Так же, как для взрослых, только — лучше

205В Ростовской филармонии давали авторский концерт. Казалось бы, обычный концерт, если бы не одно обстоятельство: академический симфонический оркестр играл для публики, в которой самому старшему из слушателей едва ли исполнилось семь лет. Зал был полон. Автор — Заслуженный деятель искусств, профессор, ростовский композитор Виталий Ходош — занимал почётное место в зрительном зале.

Пишут музыку сегодня для детей редко. Ещё реже маленькие слушатели имеют возможность слушать эту музыку. А тут всё совпало — и желание автора донести свои произведения до детей, и абонемент в Ростовской филармонии для учащихся музыкальных школ с несколько странным названием «В погоне за мечтой». Однако это только на первый взгляд кажется странным. Сидевший рядом пятилетний Алёша Грахов, оказывается, мечтает… играть на контрабасе. Так и пришлось после концерта его снять рядом с его «мечтой», оказавшейся в три раза больше маленького музыканта: Алёша сейчас учится играть на виолончели.

Когда начался концерт, в зал полились волшебные звуки музыки — на самом деле волшебные, потому что цикл пьес для детей так и назывался «У Лукоморья». Здесь была и «Добрая сказка», и «Золотой петушок», заслышав которого, так и захотелось поднять голову и увидеть птицу, «восседавшую на спице». В цикле прозвучала пьеса «Сад Черномора» с его восточной негой; и «Царевна-Лебедь», чарующе скользящая по волнам. Всё закончилось «Богатырским маршем», который спровоцировал в зале ещё один «концерт». Некоторые юные непоседы-слушатели схватили в руки воображаемые инструменты и в такт музыки стали изображать игру на них. Ну разве такое увидишь на концертах для взрослых?!

Но и это было ещё не всё: далее прозвучали положенные тем же Виталием Ходошом на музыку «Вредные советы» Григория Остера. Зал встретил их с восторгом. А хор учащихся детской музыкальной школы имени Римского-Корсакова исполнил сюиту из пяти песен на стихи ростовских поэтов, которая называлась так же, как и сам абонемент — «В погоне за мечтой».

Впрочем, и на этом детский утренник в филармонии не закончился. Ребят пригласили в фойе… рисовать музыку. Оказывается, вот уже четыре года с филармонией сотрудничает Ростовская региональная общественная организация «Культура и образование». Как рассказала руководитель организации Нина Погорелова, цель её работы — раскрытие всего хорошего, что есть в маленьком человеке, через творчество. Юные слушатели превратились в юных художников. И неважно, что некоторые из них ещё с трудом удерживали в руках кисточку, а то, что они пытались изобразить, было несколько непонятно окружающим — самим-то творцам было ясно всё! Работы занимали место на стенде, и рассматривать их мог любой желающий.

После концерта удалось поговорить с самим композитором. Оказалось, что совсем недавно в этих же стенах прошла сценическая премьера его детской оперы «Курочка Ряба» — результат сотрудничества с муниципальным ансамблем «Каприччио». И это не первое его серьёзное произведение для детей: на счету у композитора ещё две детские оперы — «После дождичка в четверг» (из жизни грибов) и «Репка». А в планах — работа над оперой «Золотой ключик». Интересно, тенором или баритоном будет петь у него пудель Артемон?!

№48 (679) от 5 декабря 2007 года РО
                            60 лет музыки

Влюбленный в Снежную королеву

Влюбленный в Снежную королеву

Скоро в Музыкальном театре состоится премьера первого детского мюзикла, сочиненного ростовским композитором.

Об ученике профессора Леонида Клиничева, талантливом молодом композиторе Алексее ХЕВЕЛЕВЕ, мы писали не раз. Да и как не написать, если он регулярно участвует в культурных событиях города и страны, а его полный «послужной список» не помещается на трех страницах? Вот и теперь фортепианная сю­ита «Витражи Шагала», симфоническая «Зал №25», Квинтет и Соната принесли 24-летнему автору II премию международного конкурса в Берлине.

Новое свое произведение - детский мюзикл «Снежная королева» Ле­ша начал писать как оперу, но решил, что такой жанр тяжеловат для вокалистов младшего школьного возраста (все партии поют ребята 7 - 11 лет, ученики музыкальной школы №7, где Леша препо­дает класс фортепиано). Для пробы принес отрывок - лихую сцену с маленькой разбойницей. Школяры разыграли ее на одном дыхании.

- Нам всем сразу понравилась эта работа, - говорит автор. - Им - петь, мне - слушать, как они поют. Я всегда мечтал написать музыку, востребованную именно в таком возрасте. Мне кажется, в детях смысл жизни человека... Сам я, когда был маленьким, очень любил эту андерсеновскую сказку, а больше всего - не смейтесь! - обожал Снеж­ную королеву! Сказка прелестная и замечательно ложится на ноты: вот эти звонкие льдинки, падающий снег, шумные пляски разбойников. Написалась за месяц...

Репетиции идут во внеклассное время, ставит мюзикл автор либретто Наталья Рябухина, уже имевшая опыт инфант-режиссуры, на ее счету опера Аракc Матевосян «Аленький цветочек» с не менее юными исполнителями.

Премьера детского мюзикла с детским же балетом состоится на Камерной сцене Музыкального театра, хотя вопрос о декорациях и костюмах пока не решен - вся надежда на поддерж­ку меценатов. Сам композитор от гонорара отказался.

2005-06-07 «АиФ на Дону»

Витченко С.

Ушёл из жизни артист Сергей Витченко

144Актёру ростовского театра им. Горького было 48 лет.

Талантливый артист, ведущий актёр Ростовского академического театра драмы им. Максима Горького Сергей Витченко скончался 22 октября на 48 году жизни.

Коллеги, родные, друзья и поклонники простились с артистом 23 октября в фойе второго этажа театра. Похороны состоятся на родине Сергея Дмитриевича в Луганске.

Cергей Витченко родился 10 марта 1968 года в семье народных артистов Украины Дмитрия Витченко и Светланы Сиротюк-Витченко. После окончания Воронежского государственного института искусств почти 5 лет проработал артистом Курского областного драматического театра им. А. С. Пушкина. В 1996 году по приглашению руководства Ростовского академического театра драмы имени М. Горького переехал в донскую столицу.

За 20 лет на сцене ростовского «трактора» актёр сыграл множество интересных, разноплановых ролей: это Генрих и граф Ричмонд в «Ричарде III», принц Уэльский в «Кине IV», Куран в «Короле Лире», Иван в «Иван-да-Марья», Полковник Болботун в «Белой гвардии», Мозгляков в «Очаровательном сне князя К.», Шапский в «Шуте Балакиреве», Платон Михайлович в «Горе от ума», Эрнандо в «Влюблена! Умна, хитра… », Старшина в «Судьбе человека», Тимофей в «Миллионе в авоське», сеньор Капулетти в «Ромео и Джульетте», Клод в «Королеве», Вальтер в «Милом друге», Казарин в «Маскараде», Ронни в «Люксе № 13», Виктор в «Смешных деньгах», попечитель богоугодных заведений Земляника в «Ревизоре».

Его последние роли в театре — это Ильин в «Пяти вечерах», Подколесин в «Женитьбе» и казак Мирон Григорьевич Коршунов в «Тихом Доне».

24.10.2015 | Общество | АиФ Ростов-на-Дону

Влюбленный шимпанзе и трудолюбивый медведь

Влюблённый шимпанзе и трудолюбивый медведь

Цирк - это праздник на манеже. А за кулисами иногда происходят удивительные истории, о которых нам поведали дрес­сировщики.­

«Смотри, я работаю только для тебя!»

281- В нашей труппе есть шимпанзе Антон. Старый ловелас, обожающий пышногрудых блондинок, - рассказывает дрессировщица Юлия ФИЛАТОВА. - В каком бы цирке мы ни выступали, он всегда ищет в зале даму своей мечты и трюками пытается покорить её сердце.

А на гастролях в Ростове блондинку он встретил за кулисами. Красивую женщину, которая убирала в клетках. Что тут началось! Антон влюбился без памяти. И оказался таким интриганом, что на арену отказывался выходить, если уборщицы не было в цирке. Перед выступлением он целовал её, что-то шептал на своём языке, а находясь на арене, кланялся в её сторону, словно хотел сказать: «Я работаю только для тебя!» Два месяца длился их «роман», а потом мы отправились в другой город.

- Антон страдал, наверное, расставаясь с женщиной своей мечты?

- Ну что вы!? Он спокойно к этому относился. И вскоре нашёл новую пассию в другом цирке.

Из цирка сбежал медведь

Артисты рассказывают историю, как из цирка сбежал медведь.

Пару десятилетий назад к нам на гастроли приехал медведь, которого дрессировщик привязывал за намордник к вольеру. Однажды после вы­ступления, когда артисты уже собирались в гостиницу, кто-то заметил, что ко­со­лапый пропал. Лишь намордник болтался на металлических прутьях. Подняли тревогу - кинулись искать мишку за кулисами. И лишь в последний момент заглянули на арену.

При свете тусклой лампы медведь стоял на голове, репетируя свой трюк. Потом сделал пару стоек и, не обращая ни на кого внимания, спокойно вернулся в вольер.

05.04.2006г., «АиФ на Дону»
.