Ростов - город
Ростов - Дон !
7 декабря 2001 года 60-ЛЕТИЮ ректора РГУ А. Белоконя будут посвящены юбилейные торжества в здании Ростовского молодежного театра. Ожидается, что юбиляра прибудут поздравить не только коллеги по университету, но и ведущие донские ученые, и преподаватели других вузов Ростова и области. От областных властей в торжествах намеревается принять участие заместитель главы администрации области А. Бедрик.
РЕКТОР СПЛЯСАЛ НА СЛАВУ В минувшую пятницу в Ростовском областном академическом молодёжном театре прошло торжественное заседание учёного совета РГУ, которое было посвящено 60-летию ректора Александра Белоконя. Среди многочисленных поздравлявших был замечен архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон, который подарил Александру Владимировичу современное издание церковной книги в четырёх томах. Студенты же поздравили любимого ректора выступлением команд КВН и танцами, в которых с большим энтузиазмом принял участие сам юбиляр. 11 декабря 2001г. РО
Переизбран ректор альма-матер... В пятницу в здании Донской публичной библиотеки конференция трудового коллектива Ростовского государственного университета переизбрала ректора. Этот пост следующие пять лет снова будет занимать Александр Белоконь. Согласно Уставу РГУ выборы проходили путём тайного голосования. Кандидатура ректора считается утверждённой, если количество голосов, отданных «за», составит 50 процентов плюс один голос. За действующего ректора проголосовало абсолютное большинство — 185 человек, против высказались 17.Собравшиеся, кроме переизбрания ректора, также приняли ещё одно интересное решение. В ближайшем времени у альма-матер — Ростовского государственного университета, появится собственный гимн. На конференции как раз и произошла презентация нового проекта гимна. В целом присутствующие остались довольны представленным вариантом, хотя по содержанию текста возникли некоторые разногласия. Общим решением гимн направлен на доработку, и после внесения пожеланий участников конференции он будет представлен для окончательного утверждения. 1 октября 2003г., РО.
РЕКТОР ЕСТЬ, ГИМН - БУДЕТ Еще на пять лет сохранил свои полномочия ректор Ростовского госуниверситета Александр Белоконь.РЕКТОР был переизбран на конференции трудового коллектива РГУ. В соответствии с Уставом университета, голосование на выборах ректора было тайным. За кандидатуру действующего ректора отдали свои голоса 185 делегатов конференции. Против высказались 17 человек. Так что А. Белоконь переизбран на ректорство абсолютным большинством голосов. Помимо важного оргвопроса делегаты конференции РГУ обсудили вариант гимна, которым в ближайшее время намерен обзавестись этот ведущий донской вуз. Вариант в ходе небольших дебатов был слегка подправлен. Теперь проект университетского гимна ждет окончательное утверждение, и не исключено, что свой новый пятилетний срок А. Белоконь начнет под его звуки. 1 октября 2003г., НВ.
|
РГУ: «ЗАЛ ОЖИДАНИЯ» ДЛЯ ПОЛИТИКОВ ИЛИ «ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ? Ректор университета — это звучит мощно, порой даже величественно. Что значит быть главой маленькой империи? Держать в руках тысячи связующих нитей мощного социального института? Извините за штамп, давать «путёвку в жизнь» и решать судьбы сотен людей? И если это — империя, то как она выстраивает свои дипломатические отношения, как ведёт войны? Ректор РГУ, профессор Александр Белоконь, на императора, конечно, не похож, но кому, как не ему, отвечать на эти и другие вопросы «Седьмой столицы»… 7С:— Говорить о вашем статусе, перечислять все регалии и должности — долго и малоинтересно. Но любое движение всегда имеет отправную точку. Давайте вернёмся к ней. Вам 22 года, и у вас на руках диплом мехмата РГУ, о чём мечталось в тот момент? — Очень хотелось заниматься научной работой, тогда это было престижно. Год отслужил в армии и поступил в аспирантуру. И ещё до её окончания мне предложили работать на кафедре университета. Так что с дипломом я не бегал, и путь для себя определил один: научная и преподавательская деятельность. 7С:— Тогда отчего же вы от науки перешли к административной деятельности? — Очень странно всё получилось, я не хотел заниматься этим делом. И тем не менее мне пришлось. Я был первым учёным секретарём в Научно-исследовательском институте механики и прикладной математики, хотя оставался при этом преподавателем. Такой, знаете ли, учёный секретарь на общественных началах. Затем мне предложили стать зам. директора института. Я отказался, и это было связано с моим желанием заниматься научной работой. А потом все зав. кафедрами на мехмате порекомендовали меня сразу в деканы. И я стал первым деканом, который, работая на своей должности, защитил докторскую диссертацию. Это ведь довольно сложно — руководить факультетом и заниматься научной работой. Кстати, тогда для этого у меня было больше времени, чем сейчас, к сожалению. А затем были выборы ректора, и я хотел, чтобы ректором стал В.А. Бабешко — выпускник нашего университета, член-корреспондент академии наук. Даже ездил к нему домой по поручению наших учёных, просил об этом, но он отказался. И так случилось, что меня выбрали. 7С:— А как же Нобелевская премия — променяли мечту на должность? Или вы поняли, что это судьба, тот самый случай, который нужно ловить «за хвост»? — Я, конечно, жалею, потому что много времени потерял на административной работе. Но, с другой стороны, я уже четвёртый срок руковожу университетом, и если люди меня избирают и доверяют, то, наверное, я не так уж и плохо веду дела. 7С:— И каково быть во главе всей этой университетской империи? Что вы чувствуете? — Чувствую себя всегда в бою. Я уже говорил, что вот уже четвёртый срок на посту, а только министров образования за это время в России сменилось уже шесть. И политика министерств менялась, и каждый раз приходилось устанавливать новые отношения, потому что всё равно личные взаимоотношения играют очень важную роль. А во-вторых, становишься более занятым. Я когда начинал свою работу на этом посту, у меня были лишь обязанности ректора. А сейчас — и председатель Совета ректоров ЮФО, и член президиума совета Союза ректоров России, и член совета по грантам Президента, и прочая, прочая, прочая... Общественных нагрузок столько, что не успеваешь работать в университете. А Ростовский университет — это действительно империя. Таких в стране мало. У нас одиннадцать НИИ и 16 факультетов. Столько исследовательских институтов нет даже в Московском университете. 7С:— РГУ входит чуть ли не в пятёрку лучших университетов страны. Хотелось бы узнать ваше мнение, какие другие ростовские вузы достигли высокого уровня подготовки специалистов? — Если судить по рейтингу, то это Таганрогский радиотехнический, Новочеркасский политехнический. Да, пожалуй, они достигли высокого уровня. 7С:— А какие, по-вашему, только носят название вуза? — Зачем вы меня ссорите с ректорами? Хотя знаете, я не эксперт, но если бы меня попросили провести образовательную проверку ростовских вузов, я бы это сделал. И я выскажу мысль, за которую на меня в своё время всё-таки обиделись другие ректора. Вузы по своему названию должны заниматься конкретным делом, я имею в виду, в первую очередь технические вузы. А что происходит у нас? Дома рушатся и трещат по швам — почему? Потому, что люди бросили заниматься своим делом. То есть, если мы строим комбайн, то должны быть институты, направленные на то, чтобы на комбайновом заводе было всё хорошо, значит, нужно соответствующих инженеров готовить. Необходима специализация. А когда вуз даёт размытое образование, это говорит о том, что он не справляется со своей задачей. Почему мы занимаемся радиоэлектроникой, микроэлектроникой, а телевизоры чужие? Ну ладно, Бог с ней, с электроникой, может быть, тут всё очень сложно и дорого, но почему мы вслед за турецкими стройматериалами внедряем и их технологии? Где наши умы? Если наше образование считается лучшим в мире, почему мы так живём? Выходит, недостаточно хорошее, образование-то… 7С:— А может, всё оттого, что вузы порой похожи на «зал ожидания» для отставных и действующих политиков? Ведь только в Ростове власть имущие так или иначе причастны к вашему университету: преподают там, имеют кабинеты, как, например, Казанцев, Чернышёв, Попов... — Я считаю, то, что люди такого уровня идут в высшую школу — это хорошо. Во-первых, они реально узнают о том, как живёт высшая школа. Во-вторых, иногда таких людей — крупных руководителей — мы выдвигаем на профессоров без защиты и без диссертаций потому, что они имеют громадный практический опыт и даже больше могут дать и рассказать студентам, чем иной штатный преподаватель вуза. Поэтому на регионоведении у нас есть Александр Попов. А почему бы и нет? Чернышёв руководит кафедрой менеджмента — он ведь тоже менеджер крупного масштаба. Что касается Казанцева, то я был на его выступлениях перед студентами и на докладах по его диссертации. Знаете, это человек с богатым опытом жизненным. Я же не буду домысливать причины, по которым его сняли, но он герой России, человек, который дошёл до генерала армии. Что вы думаете, он глупее всех в университете? Нет, конечно, у него опыт и видение своё, своеобразное… 7С:— Так всё-таки поговорим о «зале ожидания»… Год назад, когда тучи сгустились над мэром Ростова Михаилом Чернышёвым, активно прочили все, кому не лень, его на ваше место. — Да, был такой период. Когда мне об этом сказали, я ответил, что этого не будет никогда. Потому что быть мэром миллионного города гораздо престижнее, чем ректором РГУ. И, собственно говоря, все эти слухи были направлены не против меня, а против него. Интриги... Точно так же и Попов: говорили ведь, что он, де, готовит в СКАГСе запасной аэродром на тот случай, если не переизберут его на пост председателя ЗС РО. И все эти слухи работали против Попова, а не против ректора СКАГСа. И я встречался с мэром Чернышёвым по этому поводу. Он сказал мне, что это слухи. И распространяли их и не он, и не я, и не университет. Ищите других доброхотов, ищите среди его «друзей»… 7С:— Насколько для вас болезненной оказалась та ситуация? — Ни насколько. Могу сказать с полной уверенностью, что я за это кресло не держусь. Никаких интриг, никаких специальных агитаций «Голосуйте за меня!» я не делал, спросите у любого преподавателя. 3 мая 2004г., 7С.
|
УМНЫЙ + УМНЫЙ + УМНЫЙ = ?.. С того момента, когда, успешно сдав вступительные экзамены, абитуриент Александр Белоконь стал студентом мехмата Ростовского государственного университета, прошло более 40 лет. МОГ ЛИ он подумать тогда, что отныне вся его жизнь будет связана с РГУ. Придет время и он возглавит этот вуз - один из крупнейших, ведущих вузов страны? С этого вопроса мы и начали беседу с доктором физико-математических наук, ректором РГУ, а кроме того, - действительным членом Международной академии Высшей школы, гуманитарной и экологических академий и прочая, прочая, прочая - Александром Владимировичем Белоконем в канун его 60-летия. - Я собирался работать в каком-нибудь КБ - была такая детская мечта. Не сбылось, но я не жалею работать в университете ничуть не хуже, чем в КБ вокруг – молодежь. С ней всегда интересно. К тому же после окончания университета мне крупно повезло: я попал на кафедру Воровича. Это было даже не везение. Это, можно сказать, было счастье. А стать когда-нибудь ректором? Нет, об этом не мечтал. - Студенту Белоконю лекции прогуливать случалось? Что же это за студент, который ни разу не прогулял ни одной лекции? Мы тогда увлекались кино, фильмы бывали хорошие, но на эти хорошие трудно было достать билеты. Если билет удавалось достать и стоял выбор между лекцией и кино, выбирали как правило, кино. - Любой лекции могли предпочесть хороший фильм? - По лекциям мы конечно готовились. Но больше стремились читать книги хорошие и разные. Их в то время не так-то просто было достать. - Сейчас на книжных развалах книг - великое множество, и вообще много таких возможностей, о которых студентам прежних лет не приходилось и мечтать. Вам хотелось бы начать все сначала, чтоб снова - 17 лет, снова - вступительные экзамены на мехмат РГУ? - Не отказался бы, но при одном условии: чтобы рядом были те же друзья и те же учителя. Мое будущее фактически определили два школьных учителя. Один из них не боялся ответственности и разрешал делать то, что другие учителя не допускали. А второй был просто талантливый человек, прекрасный рассказчик, ко всему прочему - бывший артиллерист. Он произвел на меня громадное впечатление. Каждую неделю мы писали как минимум две контрольные по математике, причем не на уроке, а за час до начала занятий: это было его требование. - И ученики не считали его извергом? - Были недовольные. Даже среди родителей: он был очень строг, получить у него высокую оценку было не так-то просто. Зато математику в классе знали все. И когда потом приходилось сдавать экзамены, все получали пятерки. Безо всякого репетиторства. Он был у меня на защите кандидатской диссертации. И доживи он до того дня, когда я защищал докторскую, пригласил бы и на докторскую, хотя ее защищал в Санкт-Петербурге. Я вообще к учителям (школьным, вузовским) отношусь с большим почтением. Но, по мне, учитель - это не передатчик знаний, а тот, кто видит в ученике личность, способен пробудить в нем способности, о которых сам ученик возможно, еще и не подозревает. Это - редкий божий дар. - Такой взгляд на миссию учителя - отличительная способность менталитета, сформировавшегося под влиянием идей русской классической литературы? - Однажды за границей мне довелось побывать на одном из заседаний в мэрии, когда обсуждалась проблема: почему уезжают из этого города пенсионеры?Эта проблема тянула за собой ряд других и была чревата нехорошими последствиями. Поэтому в мэрии устроили свободное обсуждение этого вопроса, пригласив и предпринимателей, и банкиров и молодых рабочих и студентов, - словом, представителей всех городских слоев. За "круглым столом" все были равны: никто никого не ругал и не высмеивал. Мне запомнился один молодой человек, который выдвинул, мягко говоря, неосуществимую идею. И что же? Не успел он сказать, как поднялся предприниматель, принялся его хвалить, а потом стал развивать эту идею так, что она превратилась в полную свою противоположность. И это уже было действительно деловое предложение. Молодой человек зарделся: его похвалил человек, который занимает в этом городе видное положение! Я думаю, он и впредь не будет молчать и, может быть, когда-нибудь и в самом деле придумает что-нибудь стоящее. А может, и нет. Но нередко и глупость, сказанная в таких обсуждениях, научных спорах наталкивает других людей на умную мысль. Вот недавно мы говорили о том, кто должен работать в элитной лаборатории. Самые умные? Ничего подобного. Если самых умных собрать в одну лабораторию, очень скоро она превратится в заштатную. В коллективе, способном разрабатывать продуктивные идеи, должен быть лидер и те, которые не совсем понимают проблему, но задают вопросы, которые заставляют мыслить других, способных к поиску нестандартных решений. - Многие математики, начиная с Пифагора, а пожалуй, и раньше, были еще и философами. Вас математика подвела к принятию неких жизненных формул? Если в глобальном плане: как сделать так, чтобы те же учителя получали достойное жалование. - Я был доверенным лицом Путина и агитировал с утра до вечера. Я думал тогда и считаю по сей день все, украденное у страны, надо вернуть. Я не понимаю этих доводов о неизбежности первоначального - воровского этапа - накопления капитала. Если человек получает доход в 80 миллионов долларов в год потому, что за бесценок, по какому-нибудь чубайсовскому ваучеру купил нефтяную вышку, я не понимаю, почему он уверен, что вся нефть, что под вышкой, - его и почему с этим мирится государство? Почему никто не вспоминает о тех геологах, просто рабочих, которые в ужасных условиях трудились когда-то, чтобы обнаружить это месторождение, пробурить скважину, установить эту вышку? И как математик, и как человек, проживший немало, я уверен, что при нормальном, справедливом управлении государством и распределении доходов Россия жила бы неплохо и учителя не бедствовали. И я думаю, что так и будет. Мне верилось, что эта справедливость наступит скоро. Но со сроками я, к сожалению, ошибся. - Я где-то прочла, что нынешний джентельменский набор складывается из умения водить автомобиль, владения иностранным языком и участия в системе Интернет. А что бы вы сказали на этот счет? - Личного автомобиля у меня нет, водить автомобиль не умею и, видимо никогда уже не придется. А в систему Интернет входит даже мой внук, которому четыре года. Дедушка от него не отстает. Что касается иностранного языка, тут и обстоятельства с детства складывались неблагоприятно, и с учителем не повезло. Хотя с ректором Дортмундского университета мы с женой в течение двух часов общались без переводчика. Поодиночке было бы сложнее, а так жена лучше помнит немецкую грамматику, а у меня в памяти больше немецких слов. Я жалею, что джентльменский набор у меня неполный, но честно говоря в мою молодость иностранный язык и не очень был востребован. - А сейчас? - Сейчас нужен. Но в этом вопросе я придерживаюсь того взгляда, который был у нашего прежнего министра Геннадия Ягодина на физкультуру. Хотя сам я всю жизнь занимался в спортивных секциях, я солидарен с ним в том, что физкультуpa - это личное дело каждого и государственная политика должна быть направлена на то, что бы пробудить в человеке интерес к этому предмету культуре тела, а не загонять студентов в спортзал на два часа в неделю, после чего - боль в мышцах и никакой пользы. А к джентльменскому набору, о котором вы спрашивали, я добавил бы математические формулы. Рисовать формулы - это по сей день самое любимое мое занятие. Ну и конечно весь этот набор ничто без жизненной цели. Я стараюсь поступать так, чтобы наш университет по-прежнему был ведущим. 4 декабря 2001г. НВ.
|
Аура професора Белоконя Простое перечисление всех званий А.В.Белоконя могло бы занять большую часть этого материала. Профессор, академик пяти Академий, член правления российского совета ректоров, член президиума научно-технического совета при Минобразования и т.д, и т.п. Но прежде всего его имя ассоциируется с Ростовским государственным университетом, который он возглавляет уже 14-й год. Связать судьбу с высшей школой Белоконю, видно, было написано на роду. Он и родился в семье московских студентов 5 декабря 1941 года. Отец к тому времени ушел в действующую армию, а мать, уже на сносях, рыла противотанковые рвы на подступах к столице. Так что, шутит Александр Владимирович, к медали "За оборону Москвы", которой ее наградили, он тоже имеет прямое отношение. В 1953 году семья Белоконя осела в Ростове. А еще спустя несколько лет он впервые переступил порог университета, чтобы уже никогда не покидать свою "альма-матер". Студент, аспирант, декан мехмата, а с 1998 года - ректор крупнейшего вуза, в котором работает около четырех тысяч преподавателей и обучается более двенадцати тысяч студентов. Руководить университетом А.В.Белоконю довелось в очень сложное, переломное и во многом противоречивое время. С одной стороны, ушли в прошлое административный диктат и "железный занавес", ограничивавший международные и студенческие контакты, появились предпосылки для модернизации российского образования и выведению его на высший мировой уровень. С другой, лишившись не только "партийного руководства", но и государственной поддержки, вузы вынуждены были вести настоящую борьбу за выживание. Были "черные полосы", как в 1996-м году, когда финансовая помощь государтсва полностью прекращалась. И лишь, начиная с 2000-о года, стали поступать, да и то в небольших объемах, средства на ремонт, приобретение оборудования, организацию студенческих практик... В таких экстремальных, не побоимся этого слова, условиях потянуть ректорскую ношу мог бы далеко не каждый. То требовались высочайший научный авторитет, организаторский талант, деловая хозяйственная хватка. А еще нужно было быть личностью, способной заразить всех свой работоспособностью и верой в лучшее, умеющей не терять за повседневной текучкой перспективные цели и приоритеты. Сегодня РГУ не только не выпал из "обоймы" ведущих университетов страны, но и является своего рода передовым полигоном в деле модернизации образования. Вспоминаю свою встречу с Александром Владимировичем, в 1996-м году, когда многие его проекты воспринимались коллегами как преждевременные и вообще нереальные. А сейчас они уж реализованы или реализуются на практике. В самые трудные годы непрекращалась работа по выпуску новых научных журналов, проведению конференций самого высокого ранга, как например, готовящийся сейчас международный философский конгресс. А помните созданную в свое время математическую модель Азовского моря, наработки которой были использованы не только на Азове, но и при исследованиях Байкала, в США, Швейцарии? Сейчас, в развитие этого проекта, учеными РГУ создается эколого-аналитический центр, способный снимать, обрабатывать информацию и выдавать рекомендации по решению экологических проблем в любом регионе России и мира. Введен новый корпус гуманитарных факультетов. Создан Южный региональный информационный округ (Югинфо). Благодаря помощи администрации области, министерства и, конечно же, энергии ректора РГУ превратился в настоящий суперкомпьютерный центр, связанный "паутиной" с крупнейшими университетами, библиотеками, музеями мира. Только за последние три года в его развитие вложено 10 миллионов рублей. Модернизация образования - это не только новое оборудование, но и новые методики. Традиционные подходы тоже имеют свои сильные стороны, но массе молодых специалистов не хватает самостоятельности, умения себя реализовать. Это проблема общероссийского характера, в ней истоки многих сегодняшних бед нашей экономики. И в РГУ осуществляется планомерный переход от чисто аудиторной формы обучения к расширению самостоятельной работы студентов. Не так давно открыт новый факультет высших технологий, где обучают специалистов, сочетающих глубокую университетскю подготовку со знаниями и навыками работы в производственной сфере. Кстати, на базе самого РГУ и входящих в его состав институтов успешно освоено производство пьезоэлементов, аппаратов УЗИ и других современнейших высокотехнологичных изделий. В характере ректора и его команды, всего профессорско-преподавательского состава оперативно откликаться на требования времени. В процессе реализации президентских программ здесь прошли переподготовку и получили глубокие, тесно связанные с практической работой знания более трехсот госслужащих области. Ведется обучение работе на компьютерах учителей общеобразовательных школ. Наконец, РГУ выбран руководством Высшей школы экономики для реализации программы IBM по подготовке топ-менеджеров. И хотя этот проект осуществляется на коммерческой основе,желающие учиться буквально выстраиваются в очередь. Что же касается обычных студентов, то многие из них, во всяком случае естественники, сразу после получения диплома приглашаются на работу в престижные фирмы. И при этом учеба в университете остается доступной для всех, у кого есть желание, прилежание и необходимый уровень знания. Сохранен целевой набор для школьников из глубинки и детей из малообеспеченных семей, работает подфак для участников контртеррористических операций в Чечне, проводятся традиционные олимпиады, день открытых дверей. ... Наша беседа уже подходила к концу, когда я поймал себя на мысли, что мы говорим все время не об юбиляре, а о его работе. - Знаете, - сказал Александр Владимирович, - университет - это и есть моя жизнь. И моя главная цель заключается в том, чтобы РГУ успешно жил и развивался, сохраняя в своих стенах неповторимую ауру повседневного общения студентов и профессоров, сплава молодого задора и жизненной мудрости, опыта и постоянной тяги к новым знаниям. В РГУ все это есть. Наверное, потому, что главным носителем и хранителем этой ауры является его ректор. С наступающим юбилеем, уважаемый Александр Владимирович, крепкого вам здоровья и новых успехов на своем нелегком поприще! Уверены, что к этому поздравлению присоединятся тысячи людей - и ваших коллег, и студентов, и тех, кто уже окончил РГУ, и кто только мечтает стать студентом одного из лучших и престижнейших, во многом благодаря вашим усилиям, университетов России и Европы. (с) "Молот", 4 декабря 2001 г., N139 (22803)
|