Ростов - город
Ростов - Дон !
УМНЫЙ + УМНЫЙ + УМНЫЙ = ?.. С того момента, когда, успешно сдав вступительные экзамены, абитуриент Александр Белоконь стал студентом мехмата Ростовского государственного университета, прошло более 40 лет. МОГ ЛИ он подумать тогда, что отныне вся его жизнь будет связана с РГУ. Придет время и он возглавит этот вуз - один из крупнейших, ведущих вузов страны? С этого вопроса мы и начали беседу с доктором физико-математических наук, ректором РГУ, а кроме того, - действительным членом Международной академии Высшей школы, гуманитарной и экологических академий и прочая, прочая, прочая - Александром Владимировичем Белоконем в канун его 60-летия. - Я собирался работать в каком-нибудь КБ - была такая детская мечта. Не сбылось, но я не жалею работать в университете ничуть не хуже, чем в КБ вокруг – молодежь. С ней всегда интересно. К тому же после окончания университета мне крупно повезло: я попал на кафедру Воровича. Это было даже не везение. Это, можно сказать, было счастье. А стать когда-нибудь ректором? Нет, об этом не мечтал. - Студенту Белоконю лекции прогуливать случалось? Что же это за студент, который ни разу не прогулял ни одной лекции? Мы тогда увлекались кино, фильмы бывали хорошие, но на эти хорошие трудно было достать билеты. Если билет удавалось достать и стоял выбор между лекцией и кино, выбирали как правило, кино. - Любой лекции могли предпочесть хороший фильм? - По лекциям мы конечно готовились. Но больше стремились читать книги хорошие и разные. Их в то время не так-то просто было достать. - Сейчас на книжных развалах книг - великое множество, и вообще много таких возможностей, о которых студентам прежних лет не приходилось и мечтать. Вам хотелось бы начать все сначала, чтоб снова - 17 лет, снова - вступительные экзамены на мехмат РГУ? - Не отказался бы, но при одном условии: чтобы рядом были те же друзья и те же учителя. Мое будущее фактически определили два школьных учителя. Один из них не боялся ответственности и разрешал делать то, что другие учителя не допускали. А второй был просто талантливый человек, прекрасный рассказчик, ко всему прочему - бывший артиллерист. Он произвел на меня громадное впечатление. Каждую неделю мы писали как минимум две контрольные по математике, причем не на уроке, а за час до начала занятий: это было его требование. - И ученики не считали его извергом? - Были недовольные. Даже среди родителей: он был очень строг, получить у него высокую оценку было не так-то просто. Зато математику в классе знали все. И когда потом приходилось сдавать экзамены, все получали пятерки. Безо всякого репетиторства. Он был у меня на защите кандидатской диссертации. И доживи он до того дня, когда я защищал докторскую, пригласил бы и на докторскую, хотя ее защищал в Санкт-Петербурге. Я вообще к учителям (школьным, вузовским) отношусь с большим почтением. Но, по мне, учитель - это не передатчик знаний, а тот, кто видит в ученике личность, способен пробудить в нем способности, о которых сам ученик возможно, еще и не подозревает. Это - редкий божий дар. - Такой взгляд на миссию учителя - отличительная способность менталитета, сформировавшегося под влиянием идей русской классической литературы? - Однажды за границей мне довелось побывать на одном из заседаний в мэрии, когда обсуждалась проблема: почему уезжают из этого города пенсионеры?Эта проблема тянула за собой ряд других и была чревата нехорошими последствиями. Поэтому в мэрии устроили свободное обсуждение этого вопроса, пригласив и предпринимателей, и банкиров и молодых рабочих и студентов, - словом, представителей всех городских слоев. За "круглым столом" все были равны: никто никого не ругал и не высмеивал. Мне запомнился один молодой человек, который выдвинул, мягко говоря, неосуществимую идею. И что же? Не успел он сказать, как поднялся предприниматель, принялся его хвалить, а потом стал развивать эту идею так, что она превратилась в полную свою противоположность. И это уже было действительно деловое предложение. Молодой человек зарделся: его похвалил человек, который занимает в этом городе видное положение! Я думаю, он и впредь не будет молчать и, может быть, когда-нибудь и в самом деле придумает что-нибудь стоящее. А может, и нет. Но нередко и глупость, сказанная в таких обсуждениях, научных спорах наталкивает других людей на умную мысль. Вот недавно мы говорили о том, кто должен работать в элитной лаборатории. Самые умные? Ничего подобного. Если самых умных собрать в одну лабораторию, очень скоро она превратится в заштатную. В коллективе, способном разрабатывать продуктивные идеи, должен быть лидер и те, которые не совсем понимают проблему, но задают вопросы, которые заставляют мыслить других, способных к поиску нестандартных решений. - Многие математики, начиная с Пифагора, а пожалуй, и раньше, были еще и философами. Вас математика подвела к принятию неких жизненных формул? Если в глобальном плане: как сделать так, чтобы те же учителя получали достойное жалование. - Я был доверенным лицом Путина и агитировал с утра до вечера. Я думал тогда и считаю по сей день все, украденное у страны, надо вернуть. Я не понимаю этих доводов о неизбежности первоначального - воровского этапа - накопления капитала. Если человек получает доход в 80 миллионов долларов в год потому, что за бесценок, по какому-нибудь чубайсовскому ваучеру купил нефтяную вышку, я не понимаю, почему он уверен, что вся нефть, что под вышкой, - его и почему с этим мирится государство? Почему никто не вспоминает о тех геологах, просто рабочих, которые в ужасных условиях трудились когда-то, чтобы обнаружить это месторождение, пробурить скважину, установить эту вышку? И как математик, и как человек, проживший немало, я уверен, что при нормальном, справедливом управлении государством и распределении доходов Россия жила бы неплохо и учителя не бедствовали. И я думаю, что так и будет. Мне верилось, что эта справедливость наступит скоро. Но со сроками я, к сожалению, ошибся. - Я где-то прочла, что нынешний джентельменский набор складывается из умения водить автомобиль, владения иностранным языком и участия в системе Интернет. А что бы вы сказали на этот счет? - Личного автомобиля у меня нет, водить автомобиль не умею и, видимо никогда уже не придется. А в систему Интернет входит даже мой внук, которому четыре года. Дедушка от него не отстает. Что касается иностранного языка, тут и обстоятельства с детства складывались неблагоприятно, и с учителем не повезло. Хотя с ректором Дортмундского университета мы с женой в течение двух часов общались без переводчика. Поодиночке было бы сложнее, а так жена лучше помнит немецкую грамматику, а у меня в памяти больше немецких слов. Я жалею, что джентльменский набор у меня неполный, но честно говоря в мою молодость иностранный язык и не очень был востребован. - А сейчас? - Сейчас нужен. Но в этом вопросе я придерживаюсь того взгляда, который был у нашего прежнего министра Геннадия Ягодина на физкультуру. Хотя сам я всю жизнь занимался в спортивных секциях, я солидарен с ним в том, что физкультуpa - это личное дело каждого и государственная политика должна быть направлена на то, что бы пробудить в человеке интерес к этому предмету культуре тела, а не загонять студентов в спортзал на два часа в неделю, после чего - боль в мышцах и никакой пользы. А к джентльменскому набору, о котором вы спрашивали, я добавил бы математические формулы. Рисовать формулы - это по сей день самое любимое мое занятие. Ну и конечно весь этот набор ничто без жизненной цели. Я стараюсь поступать так, чтобы наш университет по-прежнему был ведущим. 4 декабря 2001г. НВ.
|